Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Карское море приоткрывает секреты

В 2014 году обнаружены координаты арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков»

Общество, 00:45, 13 мая 2015,
Слушать новость
Карское море приоткрывает секреты . В 2014 году обнаружены координаты арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков».

О войне написана не одна сотня книг – очерки, романы, стихи, мемуары и просто воспоминания. Но вот что удивительно: проходит время, и люди вновь листают и перечитывают уже прочитанные книги, ищут новые документы... Зачем? Бередит недосказанное, желание выявить новые факты, увековечить память.

С той поры прошло более семидесяти лет. Затонувшие корабли, погибшие в водах Карского моря, стали таинственными капсулами времени, хранящими секреты времени.  Необходимо найти место их упокоения. Тогда в соответствии с действующими законодательствами, международным и российским, подводные корабли будут объявлены воинскими захоронениями, место их гибели нанесут на все морские карты. В этих точках запретят проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя над ними, станут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.

– Ямал – территория открытий. То, что удалось сделать экспедиции, поможет, особенно молодым людям, понять, что наш округ – это не только нефть и газ,
но и богатейшая история. Буквально в каждой семье – своя военная летопись, свои герои, своя горечь утрат. Мы должны знать, что происходило в регионе. И должны помнить об этом.
Дмитрий КОБЫЛКИН, губернатор ЯНАО

Экспедиция поиска

До недавнего времени место затопления кораблей арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков» были известны только по данным, полученным с немецких субмарин, которые их торпедировали. Восстановление координат затоп-ления кораблей явилось одной из приоритетных задач Карской экспедиции 2014 года.

Стоит отметить, что морские научно-исторические экспедиции по поиску судов, затонувших в Арктике, стали традиционными. Так, в 2003 году состоялась экспедиция «Северный конвой», посвященная 300-летию Северной столицы. Участники похода на судне гидрографической службы РФ «Сенеж» обследовали район архипелага Новая Земля, у берегов которого на глубинах 94 и 132 метра были обнаружены два затонувших транспортных судна Военно-морского флота США. Спустя два года члены общественной организации «Полярный конвой», объединяющей в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941–1945 гг., военных моряков, художников и писателей-маринистов, вышли в море.

Сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург) в 2012 и 2013 годах прошли маршрутом морского базирования «Ямал – Арктика». В ходе экспедиций исследовали девять районов полуострова Ямал, Гыдан, акватории Байдарацкой, Обской, Тазовской губы, Енисейского залива.

Благодаря деятельности проекта «Карская экспедиция – 2009» удалось найти не только родственников погибших в водах Арктики, но и живых участников конвоя.

Карская экспедиция-2014 организована по инициативе изыскательной компании ООО «Фертоинг» (Санкт-Петербург) совместно с Ямальским отделением Русского географического общества и при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. На Гражданском форуме в Кургане она получила одобрение полпреда УФО Игоря Холманских, вследствие чего приобрела региональный статус.

Экспедиция состоялась в сентябре. На многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков» пройдено 1 800 миль по следующему маршруту: порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый – порт Мурманск. За это время были зафиксированы точные координаты мест гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и судов конвоя БД-5: «Марина Раскова» и тральщика ТЩ-114. Обломки кораблей удалось обнаружить с помощью эхолотов. Суда находятся на глубине 40–50 метров недалеко от острова Белуха, расположенного рядом с архипелагом Норденшельдом.

Итоги экспедиции подвели в Архангельском морском музее (основная численность моряков-североморцев – поморы), где собрались военные, ученые, исследователи и родственники тех, кто погиб на этих судах. Среди гостей была Наталья Чичерина, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Ее дедушка Алексей Волочков служил старшим механиком на судне «Марина Раскова».

В этот день участники встречи вспомнили и последние часы арктического конвоя БД-5, и советского ледокола «Александр Сибиряков». А происходило все так...

Фронтовые сводки

Уже через семь дней после объявления войны экипажи Северного флота выполняли ответственные рейсы по доставке боеприпасов, оборудования метео-станций, продовольствия для зимовщиков и многого другого. Они подвергались постоянной опасности торпедирования подводных лодок и ударов немецких самолетов с воздуха. Особенно тяжелым являлся путь моряков в составе транспортных конвоев. Среди них пароход «Марина Раскова» и советский ледокол «Александр Сибиряков». Последний затонул в 1942 году в результате боя с немецким крейсером «Адмирал Шеер». На нем погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.

В начале августа 1944 года германское командование в помощь крейсеру «Адмирал Шеер» направляет «подводную стаю» «Грайф» (подлодки U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах морских путей: восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Скрытность своих действий немцам не удалось сохранить – уже 10 августа одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. Тревогу объявили на следующий день по всему Северному морскому пути, предприняли меры предосторожности. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения одного из самых трагических событий в истории Великой Отечественной войны в Арктике – гибели кораблей арктического конвоя БД-5.

Детали трагедии

Трагедия произошла в 60 милях от острова Белый.  8 августа 1944 года из Архангельска вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» (БД-5). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9 083 тонны). На борту находились 354 человека (по другим данным – 359). Команда парохода «Марина Раскова» насчитывала 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев
(сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе разместилось более 6 000 тонн грузов для создаваемой Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» назначен опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки: АМ-114 (капитан – И.О. Панасюк), АМ-116 (капитан – В.А. Бабанов) и АМ-118 (капитан – С.М. Купцов).

Стоит отметить, что во многих публикациях применяется название серии тральщиков АМ, хотя в некоторых пишется Т.

12 августа на переходе, рекомендованном маршрутом, в 19.45 суда вошли в район острова Белый (отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал), под корпусом транспорта «Марина Раскова» раздался взрыв. Командир конвоя ошибочно предположил, что «Марина Раскова» подорвалась на мине, и направил к транспорту Т-118 и Т-114 для спасательных работ, а Т-116 приказал организовать противолодочную оборону. Но через семь минут взорвался Т-118 (отказались сойти с корабля и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов), а затем и Т-114. Лишь после этого с одной из спасательных шлюпок увидели показавшуюся из воды рубку немецкой субмарины U-365, которая, вероятно, использовала новые бесшумные и бесследные акустические торпеды класса Т-5.

Начались спасательные операции: поиск шлюпок, катеров и кунгаса с успевшими спастись людьми. Они продлились более двух недель. Всего командой тральщика Т-116 было подобрано, по одним данным, 178 человек, по другим – 145. Документально подтверждены данные о 145 спасшихся с «Марины Расковой», а данные о 33 пассажирах с Т-114 и Т-118 пока стоят под вопросом. Всего, по примерным подсчетам, на плавсредствах в море осталось около 120–130 человек, не считая погибших на Т-114 и Т-118.

Указанные данные архангельскими историками и краеведами взяты из показаний спасенных пассажиров и членов экипажа парохода «Марина Раскова». В некоторых случаях они противоречивы. Стараниями историков, краеведов-исследователей скорбный список уточняется.

Земляки-североморцы Среди моряков-североморцев были и тюменцы. До недавнего времени родные краснофлотца Федора Андреевича Щеглова, 1924 года рождения, жившего в деревне Парфеново Тюменского района (ныне пригород областного центра), знали, что он, моторист третьего класса тральщика Т-118, погиб при выполнении боевого задания в водах Карского моря. Тюменскому поисковику Николаю Пихтиенко удалось разыскать его родственников. Однако информация недостаточно обширна: после окончания семилетки уехал на заработки в Кемерово. Но проработал там недолго, вернулся в Тюмень и устроился на Тюменский фанерный комбинат.

В скорбном списке арктического конвоя есть имя ишимца Андрея Никитича Бакшеева. Историк-краевед Надежда Проскурякова начала поиск. Взяв телефонный справочник, обзвонила всех упомянутых в нем Бакшеевых. Безрезультатно. И тут вспомнила: по соседству с нею жила Лариса Андреевна Зотина, в девичестве Бакшеева. Память подсказала точный адрес. Вскоре Надежда Леонидовна нашла дочь героя Арктического фронта. Еще одна семья узнала место упокоения родного человека.

Благодаря морским историческим акциям и энтузиастам краеведам-исследователям скорбный список «безродных» моряков-североморцев с каждым годом уменьшается. Спасибо.
Помним. Гордимся Родина высоко оценила проявленные мужество и героизм моряков и летчиков Арктического фронта. Среди них и летчик Матвей Козлов. Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, одним – Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды и медалями. Он неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но представления отклоняли. Имя Матвея Ильича Козлова, по мнению ямальских историков и краеведов, может быть внесено в список ямальских героев как человека, совершившего подвиг в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.
Справедливости ради надо сказать, что в Салехарде появилась памятная доска: «Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года». Памятный знак установлен и на острове Белый, где в сентябре 1944-го были захоронены тела погибших, обнаруженные на прибитом волнами к берегу кунгасе. В память о них на острове Белый зазвонили колокола. Шесть колоколов общим весом 120 килограммов привезли из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Каждый из них – именной.

– Большой колокол с ликом Георгия Победоносца – это дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны, колокол с ликом Андрея Первозванного – в память о моряках и участниках конвоя БД-5, погибших у берегов острова Белый. В этом году исполняется 70 лет со дня трагической гибели конвоя «Белое море – Диксон № 5» в Карском море. Третий колокол с ликом Николая Чудотворца – в память всем героям-полярникам, – отметил на открытии (август 2014 г.) Андрей Нестеров, автор проекта «Колокола Памяти». – Еще три зазвонных колокола установлены в память о полярных летчиках, жертвах политических репрессий и о детях войны.
В рамках региональной акции «Карская экспедиция» творческое объединение «Северная сцена» (Новый Уренгой) представляет жителям округа театральную постановку, рассказывающую об этой трагической странице истории. Телерадиокомпании «Ямал-Регион» демонстрирует фильм «Внутренний конвой» о гибели конвоя БД-5 в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.

Не остались в стороне и журналисты газеты «Тюменская область сегодня». На страницах издания появились публикации об Арктическом фронте (опубликовано 21 ноября 2006 г. и 28 мая 2014 г.) Нами были найдены свидетели трагедии в Карском море (опубликовано 28.05.2014 г.). В память о героическом подвиге воинов Арктического фронта главный редактор газеты Александр Скорбенко выступил с инициативой назвать одну из улиц Тюмени Арктической. Данная улица появилась в 2010 году в микрорайоне Ямальский-2.

воспоминание

внучка Алексея Николаевича Волочкова, старшего механика судна «Марина Раскова», г. Архангельск:

– Память о моем деде Алексее Николаевиче Волочкове, который был старшим механиком «Марины Расковой» и погиб в Карском море, всегда хранилась в нашей семье. Моя бабушка Анна Макарьевна Волочкова одна вырастила двоих детей – Володю и Любу. Она так и не вышла замуж, хотя были и предложения, и поклонники (бабушка до конца своих дней оставалась очень красивой женщиной), как она сама говорила, так и не смогла никого полюбить, все время помнила своего Ленечку. Бабушка часто читала сама и показывала нам его письма, отправленные из портовых городов с разных концов земли, но особенно часто она читала его последнюю короткую записку, написанную перед трагическим рейсом на «Марине Расковой», со словами: «Береги Володю и Любочку». В нашей семье до сих пор есть массивный письменный стол деда, покрытый зеленым сукном, и его медный курительный прибор. Мы всегда смеялись, что стол деда был точно такой же, как в Кремле в кабинете Ленина. Сейчас этот стол стоит у моего брата Алексея, которого назвали в честь деда. Мама очень хотела вместе с другими родственниками участников конвоя принять участие в Карской экспедиции, которую планировали ранее, но она, к сожалению, не состоялась. Когда этой осенью нашли на дне моря «Марину Раскову», это было очень неожиданно. Моим первым ощущением была горечь – мама умерла, а для нее это известие стало бы событием огромной важности. Вторым чувством было, пожалуй, удивление и восхищение – есть у нас еще такие самоотверженные и бескорыстные люди, которые живут для других, живых и погибших, тратят свои силы и энергию на то, чтобы мы не забыли свою историю, помнили о тех, кто дал нам жизнь. Огромная им благодарность! На презентации результатов экспедиции мы были вместе с братом. Фотографии, сделанные во время экспедиции, нас потрясли. Суровый север, холодное море, огромный корабль, лежащий на дне моря. В правом борту зияют разломы или пробоины, сам корабль на ярко-оранжевых подводных снимках похож на большого раненого зверя. Самая страшная трагедия арк-тических конвоев, в которой погибло очень много моряков и мирных жителей, большинство из них из Архангельска, ожила перед нашими глазами. То, что сделали участники Карской экспедиции, очень важно для всех нас, для всех поколений нашей семьи. Без памяти нет будущего!

Далее в сюжете: «Не беспокойтесь о нас. Бейте фашистов!»

О войне написана не одна сотня книг – очерки, романы, стихи, мемуары и просто воспоминания. Но вот что удивительно: проходит время, и люди вновь листают и перечитывают уже прочитанные книги, ищут новые документы... Зачем? Бередит недосказанное, желание выявить новые факты, увековечить память.

С той поры прошло более семидесяти лет. Затонувшие корабли, погибшие в водах Карского моря, стали таинственными капсулами времени, хранящими секреты времени.  Необходимо найти место их упокоения. Тогда в соответствии с действующими законодательствами, международным и российским, подводные корабли будут объявлены воинскими захоронениями, место их гибели нанесут на все морские карты. В этих точках запретят проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя над ними, станут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.

– Ямал – территория открытий. То, что удалось сделать экспедиции, поможет, особенно молодым людям, понять, что наш округ – это не только нефть и газ,
но и богатейшая история. Буквально в каждой семье – своя военная летопись, свои герои, своя горечь утрат. Мы должны знать, что происходило в регионе. И должны помнить об этом.
Дмитрий КОБЫЛКИН, губернатор ЯНАО

Экспедиция поиска

До недавнего времени место затопления кораблей арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода «Александр Сибиряков» были известны только по данным, полученным с немецких субмарин, которые их торпедировали. Восстановление координат затоп-ления кораблей явилось одной из приоритетных задач Карской экспедиции 2014 года.

Стоит отметить, что морские научно-исторические экспедиции по поиску судов, затонувших в Арктике, стали традиционными. Так, в 2003 году состоялась экспедиция «Северный конвой», посвященная 300-летию Северной столицы. Участники похода на судне гидрографической службы РФ «Сенеж» обследовали район архипелага Новая Земля, у берегов которого на глубинах 94 и 132 метра были обнаружены два затонувших транспортных судна Военно-морского флота США. Спустя два года члены общественной организации «Полярный конвой», объединяющей в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941–1945 гг., военных моряков, художников и писателей-маринистов, вышли в море.

Сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург) в 2012 и 2013 годах прошли маршрутом морского базирования «Ямал – Арктика». В ходе экспедиций исследовали девять районов полуострова Ямал, Гыдан, акватории Байдарацкой, Обской, Тазовской губы, Енисейского залива.

Благодаря деятельности проекта «Карская экспедиция – 2009» удалось найти не только родственников погибших в водах Арктики, но и живых участников конвоя.

Карская экспедиция-2014 организована по инициативе изыскательной компании ООО «Фертоинг» (Санкт-Петербург) совместно с Ямальским отделением Русского географического общества и при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. На Гражданском форуме в Кургане она получила одобрение полпреда УФО Игоря Холманских, вследствие чего приобрела региональный статус.

Экспедиция состоялась в сентябре. На многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков» пройдено 1 800 миль по следующему маршруту: порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый – порт Мурманск. За это время были зафиксированы точные координаты мест гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и судов конвоя БД-5: «Марина Раскова» и тральщика ТЩ-114. Обломки кораблей удалось обнаружить с помощью эхолотов. Суда находятся на глубине 40–50 метров недалеко от острова Белуха, расположенного рядом с архипелагом Норденшельдом.

Итоги экспедиции подвели в Архангельском морском музее (основная численность моряков-североморцев – поморы), где собрались военные, ученые, исследователи и родственники тех, кто погиб на этих судах. Среди гостей была Наталья Чичерина, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Ее дедушка Алексей Волочков служил старшим механиком на судне «Марина Раскова».

В этот день участники встречи вспомнили и последние часы арктического конвоя БД-5, и советского ледокола «Александр Сибиряков». А происходило все так...

Фронтовые сводки

Уже через семь дней после объявления войны экипажи Северного флота выполняли ответственные рейсы по доставке боеприпасов, оборудования метео-станций, продовольствия для зимовщиков и многого другого. Они подвергались постоянной опасности торпедирования подводных лодок и ударов немецких самолетов с воздуха. Особенно тяжелым являлся путь моряков в составе транспортных конвоев. Среди них пароход «Марина Раскова» и советский ледокол «Александр Сибиряков». Последний затонул в 1942 году в результате боя с немецким крейсером «Адмирал Шеер». На нем погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.

В начале августа 1944 года германское командование в помощь крейсеру «Адмирал Шеер» направляет «подводную стаю» «Грайф» (подлодки U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах морских путей: восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Скрытность своих действий немцам не удалось сохранить – уже 10 августа одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. Тревогу объявили на следующий день по всему Северному морскому пути, предприняли меры предосторожности. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения одного из самых трагических событий в истории Великой Отечественной войны в Арктике – гибели кораблей арктического конвоя БД-5.

Детали трагедии

Трагедия произошла в 60 милях от острова Белый.  8 августа 1944 года из Архангельска вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» (БД-5). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9 083 тонны). На борту находились 354 человека (по другим данным – 359). Команда парохода «Марина Раскова» насчитывала 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев
(сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе разместилось более 6 000 тонн грузов для создаваемой Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» назначен опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки: АМ-114 (капитан – И.О. Панасюк), АМ-116 (капитан – В.А. Бабанов) и АМ-118 (капитан – С.М. Купцов).

Стоит отметить, что во многих публикациях применяется название серии тральщиков АМ, хотя в некоторых пишется Т.

12 августа на переходе, рекомендованном маршрутом, в 19.45 суда вошли в район острова Белый (отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал), под корпусом транспорта «Марина Раскова» раздался взрыв. Командир конвоя ошибочно предположил, что «Марина Раскова» подорвалась на мине, и направил к транспорту Т-118 и Т-114 для спасательных работ, а Т-116 приказал организовать противолодочную оборону. Но через семь минут взорвался Т-118 (отказались сойти с корабля и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов), а затем и Т-114. Лишь после этого с одной из спасательных шлюпок увидели показавшуюся из воды рубку немецкой субмарины U-365, которая, вероятно, использовала новые бесшумные и бесследные акустические торпеды класса Т-5.

Начались спасательные операции: поиск шлюпок, катеров и кунгаса с успевшими спастись людьми. Они продлились более двух недель. Всего командой тральщика Т-116 было подобрано, по одним данным, 178 человек, по другим – 145. Документально подтверждены данные о 145 спасшихся с «Марины Расковой», а данные о 33 пассажирах с Т-114 и Т-118 пока стоят под вопросом. Всего, по примерным подсчетам, на плавсредствах в море осталось около 120–130 человек, не считая погибших на Т-114 и Т-118.

Указанные данные архангельскими историками и краеведами взяты из показаний спасенных пассажиров и членов экипажа парохода «Марина Раскова». В некоторых случаях они противоречивы. Стараниями историков, краеведов-исследователей скорбный список уточняется.

Земляки-североморцы Среди моряков-североморцев были и тюменцы. До недавнего времени родные краснофлотца Федора Андреевича Щеглова, 1924 года рождения, жившего в деревне Парфеново Тюменского района (ныне пригород областного центра), знали, что он, моторист третьего класса тральщика Т-118, погиб при выполнении боевого задания в водах Карского моря. Тюменскому поисковику Николаю Пихтиенко удалось разыскать его родственников. Однако информация недостаточно обширна: после окончания семилетки уехал на заработки в Кемерово. Но проработал там недолго, вернулся в Тюмень и устроился на Тюменский фанерный комбинат.

В скорбном списке арктического конвоя есть имя ишимца Андрея Никитича Бакшеева. Историк-краевед Надежда Проскурякова начала поиск. Взяв телефонный справочник, обзвонила всех упомянутых в нем Бакшеевых. Безрезультатно. И тут вспомнила: по соседству с нею жила Лариса Андреевна Зотина, в девичестве Бакшеева. Память подсказала точный адрес. Вскоре Надежда Леонидовна нашла дочь героя Арктического фронта. Еще одна семья узнала место упокоения родного человека.

Благодаря морским историческим акциям и энтузиастам краеведам-исследователям скорбный список «безродных» моряков-североморцев с каждым годом уменьшается. Спасибо.
Помним. Гордимся Родина высоко оценила проявленные мужество и героизм моряков и летчиков Арктического фронта. Среди них и летчик Матвей Козлов. Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, одним – Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды и медалями. Он неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но представления отклоняли. Имя Матвея Ильича Козлова, по мнению ямальских историков и краеведов, может быть внесено в список ямальских героев как человека, совершившего подвиг в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.
Справедливости ради надо сказать, что в Салехарде появилась памятная доска: «Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года». Памятный знак установлен и на острове Белый, где в сентябре 1944-го были захоронены тела погибших, обнаруженные на прибитом волнами к берегу кунгасе. В память о них на острове Белый зазвонили колокола. Шесть колоколов общим весом 120 килограммов привезли из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Каждый из них – именной.

– Большой колокол с ликом Георгия Победоносца – это дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны, колокол с ликом Андрея Первозванного – в память о моряках и участниках конвоя БД-5, погибших у берегов острова Белый. В этом году исполняется 70 лет со дня трагической гибели конвоя «Белое море – Диксон № 5» в Карском море. Третий колокол с ликом Николая Чудотворца – в память всем героям-полярникам, – отметил на открытии (август 2014 г.) Андрей Нестеров, автор проекта «Колокола Памяти». – Еще три зазвонных колокола установлены в память о полярных летчиках, жертвах политических репрессий и о детях войны.
В рамках региональной акции «Карская экспедиция» творческое объединение «Северная сцена» (Новый Уренгой) представляет жителям округа театральную постановку, рассказывающую об этой трагической странице истории. Телерадиокомпании «Ямал-Регион» демонстрирует фильм «Внутренний конвой» о гибели конвоя БД-5 в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.

Не остались в стороне и журналисты газеты «Тюменская область сегодня». На страницах издания появились публикации об Арктическом фронте (опубликовано 21 ноября 2006 г. и 28 мая 2014 г.) Нами были найдены свидетели трагедии в Карском море (опубликовано 28.05.2014 г.). В память о героическом подвиге воинов Арктического фронта главный редактор газеты Александр Скорбенко выступил с инициативой назвать одну из улиц Тюмени Арктической. Данная улица появилась в 2010 году в микрорайоне Ямальский-2.

воспоминание

внучка Алексея Николаевича Волочкова, старшего механика судна «Марина Раскова», г. Архангельск:

– Память о моем деде Алексее Николаевиче Волочкове, который был старшим механиком «Марины Расковой» и погиб в Карском море, всегда хранилась в нашей семье. Моя бабушка Анна Макарьевна Волочкова одна вырастила двоих детей – Володю и Любу. Она так и не вышла замуж, хотя были и предложения, и поклонники (бабушка до конца своих дней оставалась очень красивой женщиной), как она сама говорила, так и не смогла никого полюбить, все время помнила своего Ленечку. Бабушка часто читала сама и показывала нам его письма, отправленные из портовых городов с разных концов земли, но особенно часто она читала его последнюю короткую записку, написанную перед трагическим рейсом на «Марине Расковой», со словами: «Береги Володю и Любочку». В нашей семье до сих пор есть массивный письменный стол деда, покрытый зеленым сукном, и его медный курительный прибор. Мы всегда смеялись, что стол деда был точно такой же, как в Кремле в кабинете Ленина. Сейчас этот стол стоит у моего брата Алексея, которого назвали в честь деда. Мама очень хотела вместе с другими родственниками участников конвоя принять участие в Карской экспедиции, которую планировали ранее, но она, к сожалению, не состоялась. Когда этой осенью нашли на дне моря «Марину Раскову», это было очень неожиданно. Моим первым ощущением была горечь – мама умерла, а для нее это известие стало бы событием огромной важности. Вторым чувством было, пожалуй, удивление и восхищение – есть у нас еще такие самоотверженные и бескорыстные люди, которые живут для других, живых и погибших, тратят свои силы и энергию на то, чтобы мы не забыли свою историю, помнили о тех, кто дал нам жизнь. Огромная им благодарность! На презентации результатов экспедиции мы были вместе с братом. Фотографии, сделанные во время экспедиции, нас потрясли. Суровый север, холодное море, огромный корабль, лежащий на дне моря. В правом борту зияют разломы или пробоины, сам корабль на ярко-оранжевых подводных снимках похож на большого раненого зверя. Самая страшная трагедия арк-тических конвоев, в которой погибло очень много моряков и мирных жителей, большинство из них из Архангельска, ожила перед нашими глазами. То, что сделали участники Карской экспедиции, очень важно для всех нас, для всех поколений нашей семьи. Без памяти нет будущего!



Ранее в сюжете

Великая Отечественная и чекисты Тюмени

24

Великая Отечественная и чекисты Тюмени

24

В Тюмени 29 апреля ожидается минусовая температура

29 апреля

Тюменские власти окажут помощь предпринимателям, которые доставляют продукты в отдаленные деревни

28 апреля