Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Рожденный великой войной

Ишимский машиностроительный завод в 1941–1945 годах поставил на фронт тысячи полевых кухонь и автоприцепов

Общество, 00:41, 30 января 2015,
Слушать новость
Рожденный великой войной. Ишимский машиностроительный завод в 1941–1945 годах поставил на фронт тысячи полевых кухонь и автоприцепов.

В 1914 году Союз сибирских маслодельных артелей заложил в Ишиме чугунолитейный завод. Создавался он для организации ремонта сельскохозяйственного инвентаря и изготовления запасных частей к маслодельным машинам. До 1918 года предприятие именовалось механическим чугунолитейным заводом. В начале 1930-х годов на его базе созданы машинно-тракторные мастерские Народного комиссариата совхозов.

Июль 1941 года. Фашисты рвутся к Ленинграду. Директору Лодейнопольского завода, что под Ленинградом, Ивану Васильевичу Пучкову поступил приказ: готовить завод к эвакуации. На сборы – десять дней. 29 июля на восток были отправлены первые эшелоны.

Cтановление

Всего, как вспоминал Василий Федорович Курочкин, один из первых начальников эшелона (все воспоминания, приводимые в данном материале, записал журналист Алексей Нечволода в 1972 году), завод из Лодейного Поля эвакуировали пятью железнодорожными эшелонами. Всю эту силу намечалось влить в Ирбитский завод автоприцепов № 1. Но выяснилось, что разместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. А прибыло туда 393 человека и 144 единицы оборудования. Главк принял решение направить из Ирбита часть техники и людей в Ишим для организации там самостоятельного завода.

В конце сентября 1941 года в Ишим прибыли 32 лодейнопольца. Среди них И.В. Пучков, В.Ф. Курочкин, И.В. Кантогин, Г.В. Стребков, И.В. Васильев. Они доставили 28 станков. В октябре началось строительство завода. Для него была передана площадка машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов. В помещениях мастерских, площадью более тысячи квадратных метров, разместили сварочное, заготовительное, механическое отделения и инструментальный цех. Через полтора месяца Ишимский завод автоприцепов получил первое задание: организовать производство автокухонь КП-41 по чертежам Ленинградского завода им. Егорова. Продукция вновь созданного завода была нужна фронту.

Государство выделяло максимум возможных средств. На 1941 год объем капитальных вложений определился в 1 500 тысяч рублей. К концу года удалось освоить только 900 тысяч. Не хватало материалов: леса, цемента, кирпича, гвоздей. С большими хлопотами удалось за последние месяцы 1941 года приобрести дополнительное оборудование. Трудно начался и 1942-й. Предстояло выполнить огромные работы по реконструкции принятых помещений и строительству новых, установке и монтажу оборудования. 2 марта 1942 года был утвержден генеральный план завода. План предусматривал в 1942 году поставить Красной армии 1 400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе. В условиях реконструкции и строительства основную рабочую силу составляла неопытная, слабообученная производственным профессиям молодежь. Но парни и девчата старались! 250 человек трудились по 11–12, а то и по 14 часов. Ведь строили цеха и делали полевые кухни для фронта, для Победы!

Уже в апреле ишимские машиностроители отправили на фронт 180 автокухонь. «Помню те волнующие события, – вспоминала Анна Александровна Божко. – В день отправки первых кухонь действующей армии на заводе состоялся митинг. Рабочие ликовали: наши руки передавали сражавшимся братьям свою первую продукцию». Позднее перешли к изготовлению и собственных прицепов.

Осенью рабочие молодого сибирского завода добились очередной большой трудовой победы: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1-АП-1,5. В это время остро ощущался недостаток электроэнергии. «Мы тогда буквально задыхались от нехватки электроэнергии, – вспоминал Иван Васильевич Пучков. – Для планового выпуска автокухонь надо было обеспечить работу всего парка оборудования. Из-за нехватки энергомощностей работали по скользящему графику. Станки включались последовательно. Пуск же таких агрегатов, как молот «Беше» или двух сварочных аппаратов, требовал отключения всего оборудования.

Трудности энергоснабжения дополнялись нехваткой металлорежущего оборудования и мерительного инструмента. Слабо был оснащен механический цех, еще хуже – инструментальный. При такой материально-технической базе в другое время завод не смог бы выйти на такие объемы. Но шла война... Она диктовала свои нормы и правила. И рабочие, находясь вдали от фронта, совершали свой ежедневный трудовой подвиг. «В этих условиях проявился могучий, несокрушимый дух советского рабочего, – делился воспоминаниями Алексей Евлампиевич Ильин. – Несмотря на то, что многие операции выполнялись вручную, среди рабочих ширилось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заказов фронта». Одним из инициаторов его выступил престарелый рабочий, жестянщик Черемных, которого на заводе все звали дядя Вася. Он выполнял сначала полторы нормы, потом – две, а затем и четыре нормы в смену. В те далекие годы на заводе были известны такие передовики производства, как электросварщица сборочного цеха Пуминова, токарь механического цеха Мишин, столяр Кривобоков, кузнецы Сенькин, Заяров, Березин, Ильин, токари Михайлова, Лихачева, Купер и многие другие. Развивалась рационализаторская мысль. В 1942 году, к примеру, было подано 82 рационализаторских предложения. Внедрение 49 из них принесло годовую экономию 105,6 тысячи рублей. Городская газета «Серп и молот» 1 ноября 1942 года сообщала, что особенно отличилась смена мастера Коновченко. Слесари этой смены Шутова, Шемякина, Ступикова выполняют сменные нормы на 180–200 процентов. 20 декабря этого же года сообщалось о проведении фронтовой декады и дне помощи бойцам Сталинградского фронта. В борьбе за план в те дни отличился механический цех под руководством И.И. Муфтелева. Коллектив выполнил план на 108 процентов и отчислил свой дневной заработок на приобретение подарков воинам, громившим окруженного под Сталинградом врага.

Военные будни

23 февраля 1943 года партийно-хозяйственный и профсоюзный актив завода, заслушав доклад директора И.В. Пучкова, констатировал, что усилиями коллектива в короткий срок подготовлены собственные профессиональные кадры рабочих. Из числа молодежи обучена большая группа специалистов: токарей, кузнецов, слесарей. За год работы завод увеличил свои мощности. Выполнена перепланировка основного корпуса под сборочный цех со сварочным участком, механическим и кузнечным цехами, построен деревообрабатывающий, малярно-сушильный и ремонтно-инструментальный цеха, проведен монтаж двух локомобилей, расширено здание электростанции, освоено изготовление шасси. Удалось наладить более устойчивые связи с заводами-поставщиками. Так, с Ярославского тормозного завода поступил и был смонтирован двухсотсильный дизель с генератором тока 132 киловатта. Это позволило резко повысить мощность электростанции, ликвидировать недостачу электроэнергии.

Коллектив жил напряженной жизнью. Рабочие старались делать все от них зависящее, чтобы улучшить производственные дела. Ширилось стахановское и рационализаторское движения. Многие работники внесли по нескольку предложений: рабочий Григорьев – 20, кузнец Ильин – 8, начальник цеха И.И. Муфтелев – 13 предложений. Движение за высокопроизводительный труд охватило большинство молодых рабочих. Лучшими были токарь Левин, ежедневно выполнявший задание на 250–300 процентов, такой же объем выполняли токари Федорова, Мазурова, Истерина. По две-три нормы выдавали молодые слесари Шведова, Золотова, Шутова, Шелягина.

В каждом цехе, на каждом участке были свои герои труда. Улучшение снабжения, рационализаторское творчество, стахановское движение и ударничество, воспитательная работа, пример коммунистов, энтузиазм комсомольцев и многое другое обеспечивали стабильную работу предприятия.

За высокие показатели в ноябре 1943 года Ишимскому заводу автоприцепов № 3 постановлением Наркомата среднего машиностроения и ВЦСПС была присуждена премия третьей степени. В том же 1943 году завод освоил выпуск новой модели одноосного полуторатонного автомобильного прицепа. Фронт откатывался все дальше на запад. Ишимские машиностроители оказывают помощь освобожденным территориям в восстановлении хозяйства.

27 сентября 1943 года открытое партийное собрание принимает решение: оборудовать машинно-тракторную мастерскую для освобожденных районов Украины. Вскоре из Ишима украинским колхозам ушел подарок: станки, сварочный аппарат, инструмент и другие необходимые вещи.

Завод прирастал станками и оборудованием, перестраивались подсобные помещения, росло количество выпускаемой продукции. Приходило новое пополнение рабочих. Трудовой доблестью отличались фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Одной из них была бригада токарей комсомольца Мирошникова. Ребята считали нормой выполнять ежедневные задания на 200 и более процентов, а в отдельные дни выработка достигала трех норм в смену. В начале июня 1944 года городской комитет комсомола провел совещание бригадиров комсомольско-молодежных бригад всех заводов и фабрик города. На нем от молодых автоприцепщиков выступила бригадир Тася Жукова.

– Моя бригада, – заявила комсомолка, – в которую входят Истерина, Кириллова, Михайлова и Бурцева, в мае получила задание изготовить запасные части для машинно-тракторных станций. Задание выполнили на 198 процентов. Кроме того, за четыре месяца мы сэкономили три  с половиной тысячи киловатт-часов электроэнергии.

Великая Отечественная война шла  к своему победоносному завершению. Заводской коллектив прилагал максимум усилий, чтобы внести в общее дело Победы свою лепту. В конце 1944 года предприятие начало подготовку к выпуску для армии новой продукции: полевой кухни модели КП-42. В начале 1945 года кухни новой модели уже шли на фронт.

В сентябре 1945-го в связи с окончанием войны кухни были сняты с производства. А для завода, рожденного Великой войной, начался новый этап мирного созидательного труда.

Воспоминания

Мария Максимовна Смирнова,

ветеран автомобильной промышленности:

– В октябре 1941 года ушел на фронт брат, чуть позже – отец. Мы с мамой и полуторагодовалым братишкой остались одни. Едва получив паспорт, я устроилась на вновь организованный в Ишиме завод № 3. Предприятия как такового еще не было. Оборудование только начинало поступать. Мы копали ямы под фундамент, оттирали оборудование от смазки, таскали его и сами устанавливали. Никаких приспособлений, механизмов. Взр ослых на заводе почти не было. Помню тетю Катю, она обучала нас ремеслу. Женщина довольно еще молодая, а нам, подросткам, она казалась взрослой, если не старой. Была тетя Катя для нас и мастером, и наставником, и матерью. Приходили на завод и юноши, но долго не задерживались – уходили на фронт. Работали все по 16 часов без выходных и праздников. Понимали, что иначе нельзя – идет война, фронту нужна продукция, которую будет выпускать завод.

Вера Дорофеевна Ташланова,

ветеран автомобильной промышленности, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями к 30-, 40-, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне:

– Когда началась война, при военном городке были организованы курсы. Я закончила их и собралась на фронт, на передовую. Пришла в военкомат, но получила направление на строительство Ишимского завода № 3. Мне сказали, что строительство завода – тоже передовая и дело это очень важное. На заводе меня сразу хотели поставить мастером, так как умела разбираться в чертежах. Но я решила освоить работу с самых низов. Стала работать в механическом цехе. Освоила сверлильный, токарный, фрезерный станки. Изучила всю технологию производства, со временем стала наставницей вновь пришедших на завод молодых рабочих. Организовала переписку с ушедшими на фронт рабочими. В письмах с завода старались поддерживать моральный дух бойцов, наших земляков. В те же годы организовала хор, чтобы поднимать бодрость духа. Пели в хоре и рабочие, и руководители. Это всех сплачивало, помогало переносить тяготы военной жизни. Условия в то тяжелое время были суровыми. Помещения не отапливались. Были постоянные перебои с электричеством. Когда уголь заканчивался, садились на грузовики, брали лопаты, ехали в район Таловки. Там грузили топливо вручную. Завод рос и мы росли вместе с ним. Меня назначили сначала контролером по качеству продукции, затем – начальником ОТК.

Анна Степановна Чиркова,

ветеран автомобилестроения, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями к 30-, 40-, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне:

– Пришла на завод учеником слесаря в сварочный цех по сборке автобортов для автоприцепов. Через месяц перевели в механический цех учеником токаря. Училась у ленинградского учителя, токаря высшего разряда Владимира Калиневича. Работа была тяжелой. Сами носили через проходную детали для обработки – пятиметровые металлические листы, так как все детали лежали во дворе. Носили сообща, гурьбой. Затем эти листы разрезали на квадраты и изготовляли детали для осей прицепов. Цеха не отапливались. Котельная работала на дровах и торфе. Топливо заготавливали сами. Торф резали на пласты, сушили. Котельная очень часто останавливалась. Тогда грелись печками-буржуйками. На заводе в основном работали подростки, без выходных, в две-три смены. (Воспоминания записаны в 2005 году.)

В 1914 году Союз сибирских маслодельных артелей заложил в Ишиме чугунолитейный завод. Создавался он для организации ремонта сельскохозяйственного инвентаря и изготовления запасных частей к маслодельным машинам. До 1918 года предприятие именовалось механическим чугунолитейным заводом. В начале 1930-х годов на его базе созданы машинно-тракторные мастерские Народного комиссариата совхозов.

Июль 1941 года. Фашисты рвутся к Ленинграду. Директору Лодейнопольского завода, что под Ленинградом, Ивану Васильевичу Пучкову поступил приказ: готовить завод к эвакуации. На сборы – десять дней. 29 июля на восток были отправлены первые эшелоны.

Cтановление

Всего, как вспоминал Василий Федорович Курочкин, один из первых начальников эшелона (все воспоминания, приводимые в данном материале, записал журналист Алексей Нечволода в 1972 году), завод из Лодейного Поля эвакуировали пятью железнодорожными эшелонами. Всю эту силу намечалось влить в Ирбитский завод автоприцепов № 1. Но выяснилось, что разместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. А прибыло туда 393 человека и 144 единицы оборудования. Главк принял решение направить из Ирбита часть техники и людей в Ишим для организации там самостоятельного завода.

В конце сентября 1941 года в Ишим прибыли 32 лодейнопольца. Среди них И.В. Пучков, В.Ф. Курочкин, И.В. Кантогин, Г.В. Стребков, И.В. Васильев. Они доставили 28 станков. В октябре началось строительство завода. Для него была передана площадка машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов. В помещениях мастерских, площадью более тысячи квадратных метров, разместили сварочное, заготовительное, механическое отделения и инструментальный цех. Через полтора месяца Ишимский завод автоприцепов получил первое задание: организовать производство автокухонь КП-41 по чертежам Ленинградского завода им. Егорова. Продукция вновь созданного завода была нужна фронту.

Государство выделяло максимум возможных средств. На 1941 год объем капитальных вложений определился в 1 500 тысяч рублей. К концу года удалось освоить только 900 тысяч. Не хватало материалов: леса, цемента, кирпича, гвоздей. С большими хлопотами удалось за последние месяцы 1941 года приобрести дополнительное оборудование. Трудно начался и 1942-й. Предстояло выполнить огромные работы по реконструкции принятых помещений и строительству новых, установке и монтажу оборудования. 2 марта 1942 года был утвержден генеральный план завода. План предусматривал в 1942 году поставить Красной армии 1 400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе. В условиях реконструкции и строительства основную рабочую силу составляла неопытная, слабообученная производственным профессиям молодежь. Но парни и девчата старались! 250 человек трудились по 11–12, а то и по 14 часов. Ведь строили цеха и делали полевые кухни для фронта, для Победы!

Уже в апреле ишимские машиностроители отправили на фронт 180 автокухонь. «Помню те волнующие события, – вспоминала Анна Александровна Божко. – В день отправки первых кухонь действующей армии на заводе состоялся митинг. Рабочие ликовали: наши руки передавали сражавшимся братьям свою первую продукцию». Позднее перешли к изготовлению и собственных прицепов.

Осенью рабочие молодого сибирского завода добились очередной большой трудовой победы: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1-АП-1,5. В это время остро ощущался недостаток электроэнергии. «Мы тогда буквально задыхались от нехватки электроэнергии, – вспоминал Иван Васильевич Пучков. – Для планового выпуска автокухонь надо было обеспечить работу всего парка оборудования. Из-за нехватки энергомощностей работали по скользящему графику. Станки включались последовательно. Пуск же таких агрегатов, как молот «Беше» или двух сварочных аппаратов, требовал отключения всего оборудования.

Трудности энергоснабжения дополнялись нехваткой металлорежущего оборудования и мерительного инструмента. Слабо был оснащен механический цех, еще хуже – инструментальный. При такой материально-технической базе в другое время завод не смог бы выйти на такие объемы. Но шла война... Она диктовала свои нормы и правила. И рабочие, находясь вдали от фронта, совершали свой ежедневный трудовой подвиг. «В этих условиях проявился могучий, несокрушимый дух советского рабочего, – делился воспоминаниями Алексей Евлампиевич Ильин. – Несмотря на то, что многие операции выполнялись вручную, среди рабочих ширилось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заказов фронта». Одним из инициаторов его выступил престарелый рабочий, жестянщик Черемных, которого на заводе все звали дядя Вася. Он выполнял сначала полторы нормы, потом – две, а затем и четыре нормы в смену. В те далекие годы на заводе были известны такие передовики производства, как электросварщица сборочного цеха Пуминова, токарь механического цеха Мишин, столяр Кривобоков, кузнецы Сенькин, Заяров, Березин, Ильин, токари Михайлова, Лихачева, Купер и многие другие. Развивалась рационализаторская мысль. В 1942 году, к примеру, было подано 82 рационализаторских предложения. Внедрение 49 из них принесло годовую экономию 105,6 тысячи рублей. Городская газета «Серп и молот» 1 ноября 1942 года сообщала, что особенно отличилась смена мастера Коновченко. Слесари этой смены Шутова, Шемякина, Ступикова выполняют сменные нормы на 180–200 процентов. 20 декабря этого же года сообщалось о проведении фронтовой декады и дне помощи бойцам Сталинградского фронта. В борьбе за план в те дни отличился механический цех под руководством И.И. Муфтелева. Коллектив выполнил план на 108 процентов и отчислил свой дневной заработок на приобретение подарков воинам, громившим окруженного под Сталинградом врага.

Военные будни

23 февраля 1943 года партийно-хозяйственный и профсоюзный актив завода, заслушав доклад директора И.В. Пучкова, констатировал, что усилиями коллектива в короткий срок подготовлены собственные профессиональные кадры рабочих. Из числа молодежи обучена большая группа специалистов: токарей, кузнецов, слесарей. За год работы завод увеличил свои мощности. Выполнена перепланировка основного корпуса под сборочный цех со сварочным участком, механическим и кузнечным цехами, построен деревообрабатывающий, малярно-сушильный и ремонтно-инструментальный цеха, проведен монтаж двух локомобилей, расширено здание электростанции, освоено изготовление шасси. Удалось наладить более устойчивые связи с заводами-поставщиками. Так, с Ярославского тормозного завода поступил и был смонтирован двухсотсильный дизель с генератором тока 132 киловатта. Это позволило резко повысить мощность электростанции, ликвидировать недостачу электроэнергии.

Коллектив жил напряженной жизнью. Рабочие старались делать все от них зависящее, чтобы улучшить производственные дела. Ширилось стахановское и рационализаторское движения. Многие работники внесли по нескольку предложений: рабочий Григорьев – 20, кузнец Ильин – 8, начальник цеха И.И. Муфтелев – 13 предложений. Движение за высокопроизводительный труд охватило большинство молодых рабочих. Лучшими были токарь Левин, ежедневно выполнявший задание на 250–300 процентов, такой же объем выполняли токари Федорова, Мазурова, Истерина. По две-три нормы выдавали молодые слесари Шведова, Золотова, Шутова, Шелягина.

В каждом цехе, на каждом участке были свои герои труда. Улучшение снабжения, рационализаторское творчество, стахановское движение и ударничество, воспитательная работа, пример коммунистов, энтузиазм комсомольцев и многое другое обеспечивали стабильную работу предприятия.

За высокие показатели в ноябре 1943 года Ишимскому заводу автоприцепов № 3 постановлением Наркомата среднего машиностроения и ВЦСПС была присуждена премия третьей степени. В том же 1943 году завод освоил выпуск новой модели одноосного полуторатонного автомобильного прицепа. Фронт откатывался все дальше на запад. Ишимские машиностроители оказывают помощь освобожденным территориям в восстановлении хозяйства.

27 сентября 1943 года открытое партийное собрание принимает решение: оборудовать машинно-тракторную мастерскую для освобожденных районов Украины. Вскоре из Ишима украинским колхозам ушел подарок: станки, сварочный аппарат, инструмент и другие необходимые вещи.

Завод прирастал станками и оборудованием, перестраивались подсобные помещения, росло количество выпускаемой продукции. Приходило новое пополнение рабочих. Трудовой доблестью отличались фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Одной из них была бригада токарей комсомольца Мирошникова. Ребята считали нормой выполнять ежедневные задания на 200 и более процентов, а в отдельные дни выработка достигала трех норм в смену. В начале июня 1944 года городской комитет комсомола провел совещание бригадиров комсомольско-молодежных бригад всех заводов и фабрик города. На нем от молодых автоприцепщиков выступила бригадир Тася Жукова.

– Моя бригада, – заявила комсомолка, – в которую входят Истерина, Кириллова, Михайлова и Бурцева, в мае получила задание изготовить запасные части для машинно-тракторных станций. Задание выполнили на 198 процентов. Кроме того, за четыре месяца мы сэкономили три  с половиной тысячи киловатт-часов электроэнергии.

Великая Отечественная война шла  к своему победоносному завершению. Заводской коллектив прилагал максимум усилий, чтобы внести в общее дело Победы свою лепту. В конце 1944 года предприятие начало подготовку к выпуску для армии новой продукции: полевой кухни модели КП-42. В начале 1945 года кухни новой модели уже шли на фронт.

В сентябре 1945-го в связи с окончанием войны кухни были сняты с производства. А для завода, рожденного Великой войной, начался новый этап мирного созидательного труда.

Воспоминания

Мария Максимовна Смирнова,

ветеран автомобильной промышленности:

– В октябре 1941 года ушел на фронт брат, чуть позже – отец. Мы с мамой и полуторагодовалым братишкой остались одни. Едва получив паспорт, я устроилась на вновь организованный в Ишиме завод № 3. Предприятия как такового еще не было. Оборудование только начинало поступать. Мы копали ямы под фундамент, оттирали оборудование от смазки, таскали его и сами устанавливали. Никаких приспособлений, механизмов. Взр ослых на заводе почти не было. Помню тетю Катю, она обучала нас ремеслу. Женщина довольно еще молодая, а нам, подросткам, она казалась взрослой, если не старой. Была тетя Катя для нас и мастером, и наставником, и матерью. Приходили на завод и юноши, но долго не задерживались – уходили на фронт. Работали все по 16 часов без выходных и праздников. Понимали, что иначе нельзя – идет война, фронту нужна продукция, которую будет выпускать завод.

Вера Дорофеевна Ташланова,

ветеран автомобильной промышленности, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями к 30-, 40-, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне:

– Когда началась война, при военном городке были организованы курсы. Я закончила их и собралась на фронт, на передовую. Пришла в военкомат, но получила направление на строительство Ишимского завода № 3. Мне сказали, что строительство завода – тоже передовая и дело это очень важное. На заводе меня сразу хотели поставить мастером, так как умела разбираться в чертежах. Но я решила освоить работу с самых низов. Стала работать в механическом цехе. Освоила сверлильный, токарный, фрезерный станки. Изучила всю технологию производства, со временем стала наставницей вновь пришедших на завод молодых рабочих. Организовала переписку с ушедшими на фронт рабочими. В письмах с завода старались поддерживать моральный дух бойцов, наших земляков. В те же годы организовала хор, чтобы поднимать бодрость духа. Пели в хоре и рабочие, и руководители. Это всех сплачивало, помогало переносить тяготы военной жизни. Условия в то тяжелое время были суровыми. Помещения не отапливались. Были постоянные перебои с электричеством. Когда уголь заканчивался, садились на грузовики, брали лопаты, ехали в район Таловки. Там грузили топливо вручную. Завод рос и мы росли вместе с ним. Меня назначили сначала контролером по качеству продукции, затем – начальником ОТК.

Анна Степановна Чиркова,

ветеран автомобилестроения, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями к 30-, 40-, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне:

– Пришла на завод учеником слесаря в сварочный цех по сборке автобортов для автоприцепов. Через месяц перевели в механический цех учеником токаря. Училась у ленинградского учителя, токаря высшего разряда Владимира Калиневича. Работа была тяжелой. Сами носили через проходную детали для обработки – пятиметровые металлические листы, так как все детали лежали во дворе. Носили сообща, гурьбой. Затем эти листы разрезали на квадраты и изготовляли детали для осей прицепов. Цеха не отапливались. Котельная работала на дровах и торфе. Топливо заготавливали сами. Торф резали на пласты, сушили. Котельная очень часто останавливалась. Тогда грелись печками-буржуйками. На заводе в основном работали подростки, без выходных, в две-три смены. (Воспоминания записаны в 2005 году.)



Тюменцы могут заявить об автохламе во дворах на городском портале

20 апреля

В Тюмени жены участников СВО приняли участие в проекте «Наша опора»

20 апреля