Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Взгляд на тюменскую литературу

2014 год подарил тюменцам интересные литературные новинки, обращенные к разным читателям

Общество, 00:16, 30 января 2015,
Слушать новость
Взгляд на тюменскую литературу. 2014 год подарил тюменцам интересные литературные новинки, обращенные к разным читателям.

В Год литературы, начавшийся в России, нельзя не вспомнить классическую традицию ежегодных обзоров отечественной словесности, начатую Виссарионом Белинским. Сохраняя дистанцию и самоиронию, попробуем перенести опыт неистового Виссариона на ситуацию в тюменской литературе. Закончившийся недавно региональный конкурс «Книга года – 2014» дает для этого все основания: в Тюмени обращенная к самым разным читателям, интересная и разнообразная литература.

В номинацию «Лучшая литературно-художественная книга» подано 47 изданий. Это больше, чем в 2013 году, когда их было 38. Возможно, литературный бум 2014 года связан с тем, что в этом году в третий раз вручалась литературная премия Тюменской областной Думы «Человек Слова». На этот раз ее получили авторы сборника «Письма из Зурбагана», слушатели школы литературного мастерства Владислава Крапивина при ТюмГУ, что нельзя не признать событием символическим. Дело в том, что первые сибирские печатные книги 225 лет назад (а именно этому событию посвящен тюменский книжный конкурс 2014 года) создавались молодыми людьми. Поэту и первому сибирскому редактору Панкратию Сумарокову в 1789-м было 24 года. Дмитрию Корнильеву, придумавшему и издавшему первый сибирский «Исторический журнал», – 26 лет. Их ближайшие сподвижники также были двадцатилетними. У авторов «Писем из Зурбагана», при всем различии творческих манер, – высокие гриновские идеалы, яркое зрение, дерзкие молодые интонации, острое чувство свободы. Пожелаем им новых книг и новых побед.

«Тюменский издательский дом», издавший «Письма из Зурбагана», выпустил в свет еще две книги «для пользы и удовольствия всякого звания читателей», как говорили сибирские первопечатники в XVIII в. Книгу Сергея Луцкого «Пока светло» с интересом прочитают поклонники лирической прозы и почитатели онтологической традиции русской литературы XX века. Окончивший литературный институт им. Горького, поработавший редактором в различных московских организациях (например, в Госкомиздате РСФСР), он давно превратился в известного югорского писателя, а его жизнь в селе Большетархово Нижневартовского района заставляет вспомнить мысль Михаила Пришвина: «Когда я встал, мир вокруг меня пошел». С Пришвиным Луцкого объединяет не только пристрастие к жанру лирико-философских миниатюр, но  и неспешное всматривание-вслушивание в глубинные слои жизни.

Писатель и редактор Ольга Ожгибесова и «Тюменский издательский дом» подготовили к печати и издали поэтический сборник Владимира Белова «Высвечивая судьбы». Трагические и светлые стихи безвременно ушедшего поэта удивительно современно прозвучали в 2014 году, обращая нас от плоских сюжетов времени к его таинственной глубине.

В ряду поэтических книг 2014 года нельзя не отметить двухтомник «Капли с берез» самобытного тобольского поэта Светланы Соловьевой. Члены жюри «Книги года – 2014» единодушно назвали эту книгу народной – не это ли высшая награда для поэта?

Для Ольги Ожгибесовой 2014-й стал еще и годом выхода в свет романа «Второй», созданного в русле традиции литературных антиутопий. Написанный, по словам автора, несколько лет назад, роман оказался очень созвучен настроениям этого года. Ближайший предшественник «Второго» – «Край» Виктора Строгальщикова, но  у романа Ольги Ожгибесовой, что вполне понятно, – женское лицо и женская логика: от распада России как единого государства, разрухи, запрета на рождение второго ребенка к яблоневой революции, женщине-президенту и спасению России.

Открытием 2014 года можно назвать роман Игоря Самойлова «Камень судьбы» («Русская неделя»). Написанный в жанре городского фэнтези, стилистически неровный, вплоть до ощущения того, что автору не хватает профессио­нального мастерства и хорошего редактора, «Камень судьбы» тем не менее – новое слово в литературе Тюмени. Мощный культурно-мифологический пласт, сложная символика, хитроумный сюжет, легкий слог, а главное – узнаваемый облик Тюмени и живое ощущение духовного измерения пространства – все это заставляет читать книгу не отрываясь и безответно задавать себе вопрос «Что это: типичная форма эскапизма, бегство от реальности или все-таки «путь к себе»? Отдельное спасибо автору за то, что можно назвать включением Тюмени в мировой культурно-исторический контекст. Такое чувство культурной и мифологической всемирности Тюмени есть (точнее, было до Самойлова) только у Константина Михайлова.

На конкурс «Книга года – 2014» не была представлена книга Сергея Козлова «Мытарь», изданная в 2014 г. в Москве, в издательстве «Сибирская Благозвонница». Не представлена на конкурс она была по вполне понятным причинам: Сергей Козлов – сопредседатель жюри конкурса. Хочется сказать о книге несколько слов. Начинать читать ее лучше сейчас, в январе, когда увеличивается день и нарастает свет. В ней – фирменный авторский стиль: художественный эксперимент, ощущение апостасийности времени, в котором мы живем, и живое присутствие света небесного.

В заключение в жанре литературных мечтаний, мастером которого также был Виссарион Белинский, хотелось бы выразить надежду на то, что Год литературы станет для нас временем дискуссий и обсуждения литературных произведений, в результате чего лицо тюменской литературы станет яснее, а читатели познакомятся с хорошими книгами.

Наталья ДВОРЦОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой издательского дела и редактирования института филологии и журналистики ТюмГУ, председатель жюри регионального конкурса «Книга года – 2014»

В Год литературы, начавшийся в России, нельзя не вспомнить классическую традицию ежегодных обзоров отечественной словесности, начатую Виссарионом Белинским. Сохраняя дистанцию и самоиронию, попробуем перенести опыт неистового Виссариона на ситуацию в тюменской литературе. Закончившийся недавно региональный конкурс «Книга года – 2014» дает для этого все основания: в Тюмени обращенная к самым разным читателям, интересная и разнообразная литература.

В номинацию «Лучшая литературно-художественная книга» подано 47 изданий. Это больше, чем в 2013 году, когда их было 38. Возможно, литературный бум 2014 года связан с тем, что в этом году в третий раз вручалась литературная премия Тюменской областной Думы «Человек Слова». На этот раз ее получили авторы сборника «Письма из Зурбагана», слушатели школы литературного мастерства Владислава Крапивина при ТюмГУ, что нельзя не признать событием символическим. Дело в том, что первые сибирские печатные книги 225 лет назад (а именно этому событию посвящен тюменский книжный конкурс 2014 года) создавались молодыми людьми. Поэту и первому сибирскому редактору Панкратию Сумарокову в 1789-м было 24 года. Дмитрию Корнильеву, придумавшему и издавшему первый сибирский «Исторический журнал», – 26 лет. Их ближайшие сподвижники также были двадцатилетними. У авторов «Писем из Зурбагана», при всем различии творческих манер, – высокие гриновские идеалы, яркое зрение, дерзкие молодые интонации, острое чувство свободы. Пожелаем им новых книг и новых побед.

«Тюменский издательский дом», издавший «Письма из Зурбагана», выпустил в свет еще две книги «для пользы и удовольствия всякого звания читателей», как говорили сибирские первопечатники в XVIII в. Книгу Сергея Луцкого «Пока светло» с интересом прочитают поклонники лирической прозы и почитатели онтологической традиции русской литературы XX века. Окончивший литературный институт им. Горького, поработавший редактором в различных московских организациях (например, в Госкомиздате РСФСР), он давно превратился в известного югорского писателя, а его жизнь в селе Большетархово Нижневартовского района заставляет вспомнить мысль Михаила Пришвина: «Когда я встал, мир вокруг меня пошел». С Пришвиным Луцкого объединяет не только пристрастие к жанру лирико-философских миниатюр, но  и неспешное всматривание-вслушивание в глубинные слои жизни.

Писатель и редактор Ольга Ожгибесова и «Тюменский издательский дом» подготовили к печати и издали поэтический сборник Владимира Белова «Высвечивая судьбы». Трагические и светлые стихи безвременно ушедшего поэта удивительно современно прозвучали в 2014 году, обращая нас от плоских сюжетов времени к его таинственной глубине.

В ряду поэтических книг 2014 года нельзя не отметить двухтомник «Капли с берез» самобытного тобольского поэта Светланы Соловьевой. Члены жюри «Книги года – 2014» единодушно назвали эту книгу народной – не это ли высшая награда для поэта?

Для Ольги Ожгибесовой 2014-й стал еще и годом выхода в свет романа «Второй», созданного в русле традиции литературных антиутопий. Написанный, по словам автора, несколько лет назад, роман оказался очень созвучен настроениям этого года. Ближайший предшественник «Второго» – «Край» Виктора Строгальщикова, но  у романа Ольги Ожгибесовой, что вполне понятно, – женское лицо и женская логика: от распада России как единого государства, разрухи, запрета на рождение второго ребенка к яблоневой революции, женщине-президенту и спасению России.

Открытием 2014 года можно назвать роман Игоря Самойлова «Камень судьбы» («Русская неделя»). Написанный в жанре городского фэнтези, стилистически неровный, вплоть до ощущения того, что автору не хватает профессио­нального мастерства и хорошего редактора, «Камень судьбы» тем не менее – новое слово в литературе Тюмени. Мощный культурно-мифологический пласт, сложная символика, хитроумный сюжет, легкий слог, а главное – узнаваемый облик Тюмени и живое ощущение духовного измерения пространства – все это заставляет читать книгу не отрываясь и безответно задавать себе вопрос «Что это: типичная форма эскапизма, бегство от реальности или все-таки «путь к себе»? Отдельное спасибо автору за то, что можно назвать включением Тюмени в мировой культурно-исторический контекст. Такое чувство культурной и мифологической всемирности Тюмени есть (точнее, было до Самойлова) только у Константина Михайлова.

На конкурс «Книга года – 2014» не была представлена книга Сергея Козлова «Мытарь», изданная в 2014 г. в Москве, в издательстве «Сибирская Благозвонница». Не представлена на конкурс она была по вполне понятным причинам: Сергей Козлов – сопредседатель жюри конкурса. Хочется сказать о книге несколько слов. Начинать читать ее лучше сейчас, в январе, когда увеличивается день и нарастает свет. В ней – фирменный авторский стиль: художественный эксперимент, ощущение апостасийности времени, в котором мы живем, и живое присутствие света небесного.

В заключение в жанре литературных мечтаний, мастером которого также был Виссарион Белинский, хотелось бы выразить надежду на то, что Год литературы станет для нас временем дискуссий и обсуждения литературных произведений, в результате чего лицо тюменской литературы станет яснее, а читатели познакомятся с хорошими книгами.

Наталья ДВОРЦОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой издательского дела и редактирования института филологии и журналистики ТюмГУ, председатель жюри регионального конкурса «Книга года – 2014»



Как районы и города Тюменской области готовятся к паводку: главное

16 апреля

В Тюменской области состоялась первая отправка призывников на военную службу

16 апреля