Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как умелые ручки языку помогают

Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка

Общество, 00:20, 25 октября 2014,
Слушать новость
Как умелые ручки языку помогают . Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

– Моему сыну 2,5 года, но он говорит мало и плохо, половину звуков не может произнести. Бабушка советует обратиться к логопеду, а можно ли позаниматься с малышом самостоятельно?
Инна Горячева, Омутинский район
Отвечает логопед Светлана Моргунова:

– В настоящее время ученые доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон  в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем.

По умелости детской руки сегодня уже можно сделать вывод о его развитии и святая святых – мозга. Как писал Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Начало развития мышления дает рука. Если малыш трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук  в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, запоминать, различать. Самое главное и удивительное то, что учеными доказано: влияние руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой и моторной области. Все правильно, ведь и развитие речи идет в дошкольный период. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то  и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя при этом общая моторика может быть в норме или даже выше. Можно провести легкий опыт. Попросите ребенка показать вам один пальчик, или два, или три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как  у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

А вспомните, какие муд-рые были наши бабушки! С самого рождения детей они играли «Сорока – сорока», «Идет коза рогатая». И позже, давая «нужные» задания – покормить цыплят, перебрать горох или гречку – они  без научных доказательств учили своих детей говорить.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, само захватывание предмета он делает не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет большое значение. На шестом месяце движения схватывания становятся точными и уверенными. На седьмом появляются первые слоги (лепет): да – да – да; ба – ба – ба. В восемь – девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет, и вот уже появляются вслед за развитием движений пальцев (не раньше) первые слова. Появляется речь.

Возникает резонный вопрос: значит, и современные сотовые телефоны, и компьютер тоже развивают речь? Ведь работают как раз пальцы, то есть мелкая моторика. Так вот японские ученые первыми доказали и забили тревогу, что игра на сотовых телефонах не развивает речь детей. А дело в том, что при нажатии пальцами на кнопки телефона или клавиатуру компьютера не задействованы нужные рецепторы на подушечках пальцев, соответственно, не работают нужные отделы коры головного мозга. Дети, часто сидящие за телефонами и компьютером, не только не стали говорить лучше, а было замечено ухудшение речи.

Давайте научим пальчики наших детей трудиться правильно.

Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, с конструктором, мозаикой, лепить из глины и пластилина. Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения: симметричные вырезания аппликаций, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из этих фигурок дети могут сделать аппликации.
Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Координация и точность движений развивается у малыша в процессе пришивания пуговиц.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, развивают интеллект ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. То есть он не умеет менять направление линий при помощи тонких движений пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Вашему вниманию предлагаю пальчиковые игры, в которых дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук.

Практикум

«Пять маленьких братцев» (Поочередно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом) Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец как раз посередине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный, Неповоротливый он  и упрямый. Совсем как  в семье, Братец младший – любимец, По счету он пятый, Зовется мизинец.

«Фруктовая ладошка» Этот пальчик – апельсин, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показываю ладошками вокруг и на себя) «Осень» Солнышко греет уже еле-еле; (поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету) Перелетные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – (руки сжимают в замок) Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой) А вот еще простые и интересные игры, делающие руку ребенка умелой. «Фасолевые ванны». В коробку насыпьте фасоль или горох, бросьте туда мелкие игрушки и размешайте. Пусть малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. «Игра с крупами». Можно перебирать фасоль и горох, гречку и рис. Развивается усидчивость, внимание и  мелкая моторика. «Мозаика, пазлы, шнуровки». Сейчас в магазинах развивающих игрушек разнообразный ассортимент. «Игры с пуговицами и бусинами». Пускай ребенок расстегивает и застегивает любимую кофту, сделает красивые бусы маме. «Прищепки». Ребенок на веревку зацепляет и расцепляет прищепки. Минимум затрат и максимум удовольствий.

– Моему сыну 2,5 года, но он говорит мало и плохо, половину звуков не может произнести. Бабушка советует обратиться к логопеду, а можно ли позаниматься с малышом самостоятельно?
Инна Горячева, Омутинский район
Отвечает логопед Светлана Моргунова:

– В настоящее время ученые доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон  в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем.

По умелости детской руки сегодня уже можно сделать вывод о его развитии и святая святых – мозга. Как писал Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Начало развития мышления дает рука. Если малыш трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук  в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, запоминать, различать. Самое главное и удивительное то, что учеными доказано: влияние руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой и моторной области. Все правильно, ведь и развитие речи идет в дошкольный период. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то  и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя при этом общая моторика может быть в норме или даже выше. Можно провести легкий опыт. Попросите ребенка показать вам один пальчик, или два, или три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как  у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

А вспомните, какие муд-рые были наши бабушки! С самого рождения детей они играли «Сорока – сорока», «Идет коза рогатая». И позже, давая «нужные» задания – покормить цыплят, перебрать горох или гречку – они  без научных доказательств учили своих детей говорить.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, само захватывание предмета он делает не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет большое значение. На шестом месяце движения схватывания становятся точными и уверенными. На седьмом появляются первые слоги (лепет): да – да – да; ба – ба – ба. В восемь – девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет, и вот уже появляются вслед за развитием движений пальцев (не раньше) первые слова. Появляется речь.

Возникает резонный вопрос: значит, и современные сотовые телефоны, и компьютер тоже развивают речь? Ведь работают как раз пальцы, то есть мелкая моторика. Так вот японские ученые первыми доказали и забили тревогу, что игра на сотовых телефонах не развивает речь детей. А дело в том, что при нажатии пальцами на кнопки телефона или клавиатуру компьютера не задействованы нужные рецепторы на подушечках пальцев, соответственно, не работают нужные отделы коры головного мозга. Дети, часто сидящие за телефонами и компьютером, не только не стали говорить лучше, а было замечено ухудшение речи.

Давайте научим пальчики наших детей трудиться правильно.

Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, с конструктором, мозаикой, лепить из глины и пластилина. Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения: симметричные вырезания аппликаций, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из этих фигурок дети могут сделать аппликации.
Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Координация и точность движений развивается у малыша в процессе пришивания пуговиц.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, развивают интеллект ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. То есть он не умеет менять направление линий при помощи тонких движений пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Вашему вниманию предлагаю пальчиковые игры, в которых дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук.

Практикум

«Пять маленьких братцев» (Поочередно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом) Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец как раз посередине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный, Неповоротливый он  и упрямый. Совсем как  в семье, Братец младший – любимец, По счету он пятый, Зовется мизинец.

«Фруктовая ладошка» Этот пальчик – апельсин, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показываю ладошками вокруг и на себя) «Осень» Солнышко греет уже еле-еле; (поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету) Перелетные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – (руки сжимают в замок) Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой) А вот еще простые и интересные игры, делающие руку ребенка умелой. «Фасолевые ванны». В коробку насыпьте фасоль или горох, бросьте туда мелкие игрушки и размешайте. Пусть малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. «Игра с крупами». Можно перебирать фасоль и горох, гречку и рис. Развивается усидчивость, внимание и  мелкая моторика. «Мозаика, пазлы, шнуровки». Сейчас в магазинах развивающих игрушек разнообразный ассортимент. «Игры с пуговицами и бусинами». Пускай ребенок расстегивает и застегивает любимую кофту, сделает красивые бусы маме. «Прищепки». Ребенок на веревку зацепляет и расцепляет прищепки. Минимум затрат и максимум удовольствий.


Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта