Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Поздно сахар графу грызть

Монолог Позднышева из «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого актер Тюменского драматического театра Александр Тихонов готовил около года

Культура, 00:16, 17 сентября 2014,
Слушать новость
Поздно сахар графу грызть . Монолог Позднышева из «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого актер Тюменского драматического театра Александр Тихонов готовил около года.

Сентябрь для творческих людей как камертон: какую тональность задаст спектаклям и концертам, так и пойдет вплоть до весны. Новый сезон Тюменского драматического театра стартовал с хорошими отзывами. После трехчасового путешествия по произведениям русских классиков под названием «Доходное мето» эстафету принял часовой спектакль «Крейцерова соната» – дело рук и ума петербургского режиссера Александра Баргмана и тюменского актера Александра Тихонова по одноименной повести Льва Толстого, познавшей гнев царской власти.

Это не постановка в привычном понимании с массой актеров, хореографических трюков и сценических вложений. Здесь мини-работа, тесный круг задействованных, возможно, простота, но когда вы услышите этот пронзительный монолог Тихонова-Позднышева, распутаете клубок из душевных мучений, переживаний, мужских истерик, когда возненавидите и тут же пожалеете героя, вот тогда придет осознание, что моноспектакль – это титанический труд, как, например, идея пройти по пустыне, а тот, кто решился – немножко сумасшедший...

Тихонов – большой молодец. Он растет год от года. И в каждом спектакле разный. Видимо, тюменский воздух ему, до нашей сцены поработавшему в Краснодаре и Челябинске, на пользу: спектакли приходят интересные, режиссеры попадаются «те», зритель тоже. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Правда, моноспектакль в карьере Александра пока один. Но чтобы «родить» такое действо, может потребоваться немало времени и сил.

– Баргман предложил – грех отказываться от такого материала. Работали в общей сложности около года. Спасибо директору Сергею Осинцеву: два раза меня отпускали в Санкт-Петербург к режиссеру, так как сам он приехать в Тюмень не мог. Мы много говорили и репетировали, репетировали и говорили... Конечный результат Александр Львович видел уже на сцене Тюменского драмтеатра в конце прошлого сезона на генеральной репетиции перед худсоветом, – рассказывает Тихонов.

Кстати, первыми «Сонату» увидели кемеровские театралы – спектакль им показали во время летних обменных гастролей. Мы, тюменцы, стали вторыми. Дальше монопостановку ждут поездки по разным городам, весям, а значит, и фестивалям. «Мини» сыграло на руку: один актер, чуть-чуть декораций – удобно перевозить, что и говорить. Но не только в финансовых расчетах дело. Это действительно нужно увидеть. Особенно женщинам, которые близки к... измене, падению, провалу. Придите в театр, и вы поймете, что может получиться так, как получилось у Позднышевых, со стороны взгляните на мужчину, который и любил, и терзался, и жутко ревновал. Муж, плачущий над свадебным платьем супруги, – герой жалостливой картины, ребенок, потерявший маму в каком-нибудь ГУМе или ЦУМе, котенок, заблудившийся в подвале. «Все навыворот», – говорит зрителям Позднышев. Навыворот и есть... Остается только грызть сахар в привокзальной лавчонке и вспоминать, вспоминать, вспоминать ее локоны, улыбку, детей, которых отобрали.

Сценическое решение спектакля тоже очень минималистичное: пара столов, стульев, медный самовар, везде подстаканники и груды сахара. И между всем этим обманутый и отомщенный муж мечется как раненый зверь. Жалеет ли сам Тихонов Позднышева? Говорит, что все мы многогранны. Актер ищет в герое и правоту, и ошибки, распутывает и заново сматывает клубок самых противоречивых чувств. Обещает, что каждый новый показ будет иным, ведь с каждым новым залом спектакль будто рождается заново.

А мне вспомнилась притча о том, что много солнц и лун назад в человеке было женское и мужское начало. Не идеальное создание – мечта! Но за какие-то деяния высшие силы разделили нас пополам. С тех пор «половинки» ищут друг друга, чтобы вновь соединиться в цельное существо. Мы можем искать свою «частичку» всю жизнь. Мы можем якобы найти ее и... промахнуться, но понять это спустя десятилетия совместной жизни. Тогда что есть настоящая любовь, а что супружеская привычка? И не приснилось ли нам счастье? Пустое все и... часто навыворот.

Сентябрь для творческих людей как камертон: какую тональность задаст спектаклям и концертам, так и пойдет вплоть до весны. Новый сезон Тюменского драматического театра стартовал с хорошими отзывами. После трехчасового путешествия по произведениям русских классиков под названием «Доходное мето» эстафету принял часовой спектакль «Крейцерова соната» – дело рук и ума петербургского режиссера Александра Баргмана и тюменского актера Александра Тихонова по одноименной повести Льва Толстого, познавшей гнев царской власти.

Это не постановка в привычном понимании с массой актеров, хореографических трюков и сценических вложений. Здесь мини-работа, тесный круг задействованных, возможно, простота, но когда вы услышите этот пронзительный монолог Тихонова-Позднышева, распутаете клубок из душевных мучений, переживаний, мужских истерик, когда возненавидите и тут же пожалеете героя, вот тогда придет осознание, что моноспектакль – это титанический труд, как, например, идея пройти по пустыне, а тот, кто решился – немножко сумасшедший...

Тихонов – большой молодец. Он растет год от года. И в каждом спектакле разный. Видимо, тюменский воздух ему, до нашей сцены поработавшему в Краснодаре и Челябинске, на пользу: спектакли приходят интересные, режиссеры попадаются «те», зритель тоже. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Правда, моноспектакль в карьере Александра пока один. Но чтобы «родить» такое действо, может потребоваться немало времени и сил.

– Баргман предложил – грех отказываться от такого материала. Работали в общей сложности около года. Спасибо директору Сергею Осинцеву: два раза меня отпускали в Санкт-Петербург к режиссеру, так как сам он приехать в Тюмень не мог. Мы много говорили и репетировали, репетировали и говорили... Конечный результат Александр Львович видел уже на сцене Тюменского драмтеатра в конце прошлого сезона на генеральной репетиции перед худсоветом, – рассказывает Тихонов.

Кстати, первыми «Сонату» увидели кемеровские театралы – спектакль им показали во время летних обменных гастролей. Мы, тюменцы, стали вторыми. Дальше монопостановку ждут поездки по разным городам, весям, а значит, и фестивалям. «Мини» сыграло на руку: один актер, чуть-чуть декораций – удобно перевозить, что и говорить. Но не только в финансовых расчетах дело. Это действительно нужно увидеть. Особенно женщинам, которые близки к... измене, падению, провалу. Придите в театр, и вы поймете, что может получиться так, как получилось у Позднышевых, со стороны взгляните на мужчину, который и любил, и терзался, и жутко ревновал. Муж, плачущий над свадебным платьем супруги, – герой жалостливой картины, ребенок, потерявший маму в каком-нибудь ГУМе или ЦУМе, котенок, заблудившийся в подвале. «Все навыворот», – говорит зрителям Позднышев. Навыворот и есть... Остается только грызть сахар в привокзальной лавчонке и вспоминать, вспоминать, вспоминать ее локоны, улыбку, детей, которых отобрали.

Сценическое решение спектакля тоже очень минималистичное: пара столов, стульев, медный самовар, везде подстаканники и груды сахара. И между всем этим обманутый и отомщенный муж мечется как раненый зверь. Жалеет ли сам Тихонов Позднышева? Говорит, что все мы многогранны. Актер ищет в герое и правоту, и ошибки, распутывает и заново сматывает клубок самых противоречивых чувств. Обещает, что каждый новый показ будет иным, ведь с каждым новым залом спектакль будто рождается заново.

А мне вспомнилась притча о том, что много солнц и лун назад в человеке было женское и мужское начало. Не идеальное создание – мечта! Но за какие-то деяния высшие силы разделили нас пополам. С тех пор «половинки» ищут друг друга, чтобы вновь соединиться в цельное существо. Мы можем искать свою «частичку» всю жизнь. Мы можем якобы найти ее и... промахнуться, но понять это спустя десятилетия совместной жизни. Тогда что есть настоящая любовь, а что супружеская привычка? И не приснилось ли нам счастье? Пустое все и... часто навыворот.



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта