Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

По творческим законам улиц

Трехметровые артисты, традиционные куклы и заклинатели огня удивляли зрителей на фестивале уличных театров

Культура, 00:52, 30 июля 2014,
Слушать новость
По творческим законам улиц. Трехметровые артисты, традиционные куклы и заклинатели огня удивляли зрителей на фестивале уличных театров.

«Сны улиц» – это сладкая встреча с театральным искусством, выдающаяся в период летних отпусков Тюменского драматического театра, «Ангажемента» и «кукол». Приятное чувство причастности к сценическому действию сочетается с напряженным ожиданием – здесь в катарсис с головой не погрузишься, не успеешь и глазом моргнуть, как вытянут на сцену.

Вечер открылся выступлением традиционного гостя фестиваля – тюменской группы «*ужезима». Музыканты презентовали новый альбом «Play/Repeat» («Играть/Повторить»), меланхоличные темы любви и расставания которого отдаленно напомнили группу «После 11».

После музыкального вступления пришло время для основных номеров фестиваля. Программу выстроили так корректно, что уличное действо затягивало зрителей постепенно. Первыми среди толпы возникли московские артисты мастерской ходульного образа «Высокое искусство». Их кредо – неформальное общение со зрителями в ритме праздника. Трехметровая королева, джентльмен и другие герои бродили среди толпы, раздавая шарики, осыпая визжащих от радости малышей блестками и проводя мини-конкурсы. На сценической площадке меж тем установили небольшую ширму для уличного представления: театральная студия «КукАртель» из Санкт-Петербурга привезла на праздник традиционный русский спектакль «Женитьба Петрушки»: зрителей приглашала девушка-шарманщик (музыкальные инструменты, правда, были другие – трещотка и бубен), она же помогала Петрушке общаться со зрителем, чьи слова, измененные пищиком, по традиции звучали не всегда отчетливо.

Спектакль соединил лучшие классические традиции русского кукольного театра: строптивый конь под смех зрителей сбрасывал Петрушку, доктор никак не мог вылечить героя, ударившегося головой, а собака так  и норовила откусить незадачливому Петрушке нос. Детей спектакль порадовал благодаря играм с залом, взрослых – шутками, понятными тем, кому от 20 и старше, взрослых-филологов – актуальным воплощением народной забавы XIX века, о которой раньше приходилось читать только в учебниках.

Яркий контраст с колоритным русским номером «КукАртели» создал Шива Гринз из Германии, сделавший ставку на современные приемы импровизационной клоунады. Сюжет номера по большей части зависел от поведения зрителей. Стоило незадачливому малышу выбежать на площадку, где находился Шива, как артист тут же выуживал из чемодана джойстик и делал вид, что это он управляет сорванцом. «Скелетом» номера стали знакомые приемы клоунады: мальчишку из числа зрителей Шива научил жонглировать мячом, а девушке предложил разыграть сцену из фильма «Кинг Конг».

Гвоздем программы стало выступление тюменского театра «Мимикрия», который выбрал в качестве сюжета историю последней царской семьи. Рассказать такую историю без слов – большой труд для актера, а понять – для зрителя. Среди зрителей потрудиться решили далеко не все – к середине спектакля из пятого ряда удалось без особых усилий попасть в первый. Образы Николая II, Александры Федоровны и Григория Распутина созданы с помощью масок, имеющих отчетливое портретное сходство с историческими личностями, наследники царской семьи парили среди фигур взрослых в виде ангелов. Одного из них – царевича Алексея – бережно оберегал от падения Распутин. Во время гибели героев с актеров срывали маски и накидки, демонстрируя зрителям «обмякшие шкурки». Рассказ о судьбе царской семьи чередовался с картинами разгорающейся революции, изображенной в виде огромных красных крыльев у танцоров и ткани, которую ближе к финалу растянули над зрителями, вовлекая все больше «народных масс» в «переворот». Спектакль вышел напряженным и динамичным не только благодаря выбранной теме, но  и традициям уличного театра – пластика актеров на ходулях шокирует привыкший к традиционной анатомии глаз, а маски заставляют разыгрываться воображение, додумывая выражение лиц и эмоции.

После сложного спектакля начинающих замерзать зрителей согрели три ярких коллектива: испанские музыканты Residual Gurus («Гуру остатков») исполнили стильные музыкальные сеты на переработанном мусоре, доказав, что  и старые котелки звучать умеют, тюменский театр «Огненная планета» и московский «Феникс» осветили вечерний сквер огненным шоу. Восточная музыка, изящные движения танцовщиц и трехметровая фея, как призрак пере-мещающаяся среди пылающих весов, треугольников, вееров и осыпающая зрителей сверкающими блестками, казались чем-то неземным. В этом, наверное, и заключается магия уличного театра: стоя на земле, а не на подмостках, его актеры волшебным образом переносят зрителей в иной, удивительный мир.

«Сны улиц» – это сладкая встреча с театральным искусством, выдающаяся в период летних отпусков Тюменского драматического театра, «Ангажемента» и «кукол». Приятное чувство причастности к сценическому действию сочетается с напряженным ожиданием – здесь в катарсис с головой не погрузишься, не успеешь и глазом моргнуть, как вытянут на сцену.

Вечер открылся выступлением традиционного гостя фестиваля – тюменской группы «*ужезима». Музыканты презентовали новый альбом «Play/Repeat» («Играть/Повторить»), меланхоличные темы любви и расставания которого отдаленно напомнили группу «После 11».

После музыкального вступления пришло время для основных номеров фестиваля. Программу выстроили так корректно, что уличное действо затягивало зрителей постепенно. Первыми среди толпы возникли московские артисты мастерской ходульного образа «Высокое искусство». Их кредо – неформальное общение со зрителями в ритме праздника. Трехметровая королева, джентльмен и другие герои бродили среди толпы, раздавая шарики, осыпая визжащих от радости малышей блестками и проводя мини-конкурсы. На сценической площадке меж тем установили небольшую ширму для уличного представления: театральная студия «КукАртель» из Санкт-Петербурга привезла на праздник традиционный русский спектакль «Женитьба Петрушки»: зрителей приглашала девушка-шарманщик (музыкальные инструменты, правда, были другие – трещотка и бубен), она же помогала Петрушке общаться со зрителем, чьи слова, измененные пищиком, по традиции звучали не всегда отчетливо.

Спектакль соединил лучшие классические традиции русского кукольного театра: строптивый конь под смех зрителей сбрасывал Петрушку, доктор никак не мог вылечить героя, ударившегося головой, а собака так  и норовила откусить незадачливому Петрушке нос. Детей спектакль порадовал благодаря играм с залом, взрослых – шутками, понятными тем, кому от 20 и старше, взрослых-филологов – актуальным воплощением народной забавы XIX века, о которой раньше приходилось читать только в учебниках.

Яркий контраст с колоритным русским номером «КукАртели» создал Шива Гринз из Германии, сделавший ставку на современные приемы импровизационной клоунады. Сюжет номера по большей части зависел от поведения зрителей. Стоило незадачливому малышу выбежать на площадку, где находился Шива, как артист тут же выуживал из чемодана джойстик и делал вид, что это он управляет сорванцом. «Скелетом» номера стали знакомые приемы клоунады: мальчишку из числа зрителей Шива научил жонглировать мячом, а девушке предложил разыграть сцену из фильма «Кинг Конг».

Гвоздем программы стало выступление тюменского театра «Мимикрия», который выбрал в качестве сюжета историю последней царской семьи. Рассказать такую историю без слов – большой труд для актера, а понять – для зрителя. Среди зрителей потрудиться решили далеко не все – к середине спектакля из пятого ряда удалось без особых усилий попасть в первый. Образы Николая II, Александры Федоровны и Григория Распутина созданы с помощью масок, имеющих отчетливое портретное сходство с историческими личностями, наследники царской семьи парили среди фигур взрослых в виде ангелов. Одного из них – царевича Алексея – бережно оберегал от падения Распутин. Во время гибели героев с актеров срывали маски и накидки, демонстрируя зрителям «обмякшие шкурки». Рассказ о судьбе царской семьи чередовался с картинами разгорающейся революции, изображенной в виде огромных красных крыльев у танцоров и ткани, которую ближе к финалу растянули над зрителями, вовлекая все больше «народных масс» в «переворот». Спектакль вышел напряженным и динамичным не только благодаря выбранной теме, но  и традициям уличного театра – пластика актеров на ходулях шокирует привыкший к традиционной анатомии глаз, а маски заставляют разыгрываться воображение, додумывая выражение лиц и эмоции.

После сложного спектакля начинающих замерзать зрителей согрели три ярких коллектива: испанские музыканты Residual Gurus («Гуру остатков») исполнили стильные музыкальные сеты на переработанном мусоре, доказав, что  и старые котелки звучать умеют, тюменский театр «Огненная планета» и московский «Феникс» осветили вечерний сквер огненным шоу. Восточная музыка, изящные движения танцовщиц и трехметровая фея, как призрак пере-мещающаяся среди пылающих весов, треугольников, вееров и осыпающая зрителей сверкающими блестками, казались чем-то неземным. В этом, наверное, и заключается магия уличного театра: стоя на земле, а не на подмостках, его актеры волшебным образом переносят зрителей в иной, удивительный мир.



Тюменцев приглашают на «Библионочь-2024»

19 апреля

В Тюмени выступила популярная певица Марина Бриз

16 апреля