Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Месяц Орла

Редакция предлагает читателям материал из книги «Земля счастливых людей»

Общество, 00:42, 25 июля 2014,
Слушать новость
Месяц Орла . Редакция предлагает читателям материал из книги «Земля счастливых людей».

Десятый день февраля, воскресенье. Снегоход резво везет меня домой из охотничье-рыболовной избушки. На середине Кооперативного сора есть небольшая протока, на ее берегу местами растет северная, невысокая ива. На вершине одной из них я увидел какую-то точку. Подъехав ближе, понял: черная точка оказалась орланом-белохвостом. Эти птицы из теплых мест на родину всегда прилетают по хантыйскому календарю в месяц Орла.

Обрадовался. Струйки радости потекли по всему телу. Дело пошло к весне, к теплым дням, к весенней охоте, к первой свежей рыбе. Наверное, все скучают, ждут встречи после долгого расставания. Все живое кочует, перелетает с места на место в поисках хорошей жизни. На родине всегда хорошо, плохой родины не бывает. Нужно каждому человеку свою родину самому стараться превращать в
уголок счастья и оставлять место для счастья другим. Когда-то мой дед рассказывал, как они обрели новую родину.

– Слушай, мой внук. Ты знаешь, меня зовут дедушка Ханты. Есть у меня два брата. И ты их тоже знаешь. Ты много умных книг прочитал, в больших городах учился, землю посмотрел, много видел.

Одного зовут дедушка Манси, это средний сын моего отца. Он от нас недалеко живет. Родни у него мало осталось. Видимо, место для житья плохое выбрал. Кругом большие города. Нефтяники рядом нефть выкачивают из земли. Газовики по трубам газ гонят в другие страны. Тесно стало жить для родни дедушки Манси. Оленей выпасать пастбищ не осталось. Речки нерестовые местами перегорожены, местами зарыты.

Другого брата зовут дедушка Хунгар. Младший брат ушел от меня очень далеко и очень давно. Я уже не помню его лица. С тех пор не слышал его речи. Говорят, живет хорошо. На новой земле обжился, семья его стала большой. Он носит русскую одежду, живет в каменных домах. На его земле есть большое-большое озеро, называется Балатон. Как он ушел от нас в поисках лучшей жизни, так до сих пор там и живет. Говорят, и на другом языке разговаривает.

Дедушка замолчал. Крепко задумался, видимо, вспоминая годы своей юности. Потом вздохнул и начал говорить:

– По рассказам моего отца, он раньше жил  в жарких песчаных землях, где никогда не было снега. Люди там жили в больших красивых городах и правили ими. Для защиты своих земель держали войско.

Имели лошадей и верблюдов, пасли овец и коз.

Взрослые учили в специальных домах детей писать и читать, обучали различным профессиям. Ковали железо, умели изготовлять бумагу и порох. Так бы  и жили там, но наступило время такое, что людям стало тесно. Начались ссоры из-за земли и еды. Отец был мирным жителем песчаных просторов, никому не хотел делать зла. Задумал он искать другие свободные от злых людей земли. Мы тогда еще были маленькими, не помним его тяжелого пути. Сначала он жил в горах, где берет начало Большая река, но потом и там стало тесно. Отец наш там и умер. Мы со средним братом Манси построили две большие лодки, взяли с собой многочисленные семьи и пустились по течению реки. Младший брат Хунгар не захотел с нами ехать, говорят, он много воевал. С той земли со своей родней он пошел в сторону захода солнца. С тех пор мы его долго-долго не видели.

Трудной была дорога, во многих местах мы останавливались. Строили жилье, осваивали рыбные и богатые живностью места. Семья росла. Места для жизни было много. Родственники помаленьку расселялись по пойме Большой реки, а средний брат занял земли по рекам Конда и Сосьва.

Был  у меня сын, звали его Лангал. Лосей на лыжах догонял, оленей приручил. Ездить на них стал. Помощника четвероногого с длинным хвостом-калачиком воспитал. Оленье и рыбье мясо сырым начал есть.

Жена его много детей вырастила в люльке черемуховой, в люльке кедровой. Люлька эта стала для нашего народа колыбелью. В ней все его дети росли и выросли. И ты, мой внук, тоже в такой люльке вырос. Мы бы не смогли здесь выжить без люльки. Наша земля просторная, как ты знаешь, и холодная. У нас не было уже  в то время теплых, просторных и светлых от электрического света домов каменных. Да  и к тому времени они нам и не нужны были. Мы снова научились жить в природе и до сих пор живем.

Едем мы на быстроходном катере «Литек» с главным редактором газеты «Нярьяна Нгэрм» Хабэчей Хываревичем Яунгадом ловить хорошие фотосюжеты. Дядя Федор, как его называют окружающие, мастер этого дела. Обладает свойственной только ему харизмой. Умудренный жизнью, немного с хитрецой, немного с лукавинкой, он серьезно воспринял рассказ моего деда, и соглашаясь с ним, сам начал говорить с волнением:

– Как бы ни говорили, как бы ни хотели вытянуть нашу самобытную северную цивилизацию на один уровень с европейской, этого не получится. Это было бы противоестественно. Это все равно как приручить медведя и потом выпустить его на волю. Он на воле погибнет. Нас тоже не надо силком, под приказом тянуть к жизни других народов. В природе есть множество тому примеров, когда животные уходили из одной среды обитания в другую, чтобы выжить. У них в связи с этим менялась форма тела, способ передвижения, пищеварение и многое другое. Они, уходя из одной среды в другую, оставляли другим видам жизненное пространство. Так  и люди. В какой-то промежуток времени перенаселили определенную территорию. Не стало хватать пищи. Начался голод. В поисках пищи и свободных территорий они по-шли на север. У каждого народа свой путь, своя дорога к приобретению родины. Народы Севера, когда-то привыкшие к благам цивилизации, долго адаптировались к суровым арктическим условиям. Самое главное – в  холод нужно было научиться вырастить потомство. И кому за это поставить памятник, теперь уже никто не узнает, но северные люди придумали люльку-колыбель, в которой можно было, имея навыки, вырастить себе подобных. И люди закрепились на севере, освоив берега Северного Ледовитого океана от Белого моря до Беренгова пролива. Их сейчас называют малочисленными народами, но их и не могло быть много. Северные просторы хоть и просторны, не могут прокормить много людей. Северные народы приручили дикого оленя, который до сего дня является верным спутником человека.

Это симбиоз двух животных, нужно усмирить гордыню и назвать человека зверем разумным. Он  в своей жизни так же подчиняется законам природы. И все встанет на свои места. У человека поменяется образ мышления.

– Ну ты, дядя Федор, даешь! – воскликнул я. – В каких научных изданиях ты прочитал про люльку? Это же правда, что колыбелька является как бы космическим кораблем для северных народов. Это она помогла им освоить холодную землю. Ты сделал большое научное открытие после моего деда. Он-то не мастер, как ты, говорить, но мысли были такими же.

Федор Константинович замолчал. Мысли дяди Федора были о том, как многолетний опыт жизни помог бы другим цивилизациям. А вдруг сломаются электростанции, станет темно и холодно, а дедушка в чуме до сих пор живет без света, без канализации и других «благ». Не получает пенсию, а душа на месте, ей – душе и телу уютно жить в гармонии с природой. Счастливый человек Земли!

Десятый день февраля, воскресенье. Снегоход резво везет меня домой из охотничье-рыболовной избушки. На середине Кооперативного сора есть небольшая протока, на ее берегу местами растет северная, невысокая ива. На вершине одной из них я увидел какую-то точку. Подъехав ближе, понял: черная точка оказалась орланом-белохвостом. Эти птицы из теплых мест на родину всегда прилетают по хантыйскому календарю в месяц Орла.

Обрадовался. Струйки радости потекли по всему телу. Дело пошло к весне, к теплым дням, к весенней охоте, к первой свежей рыбе. Наверное, все скучают, ждут встречи после долгого расставания. Все живое кочует, перелетает с места на место в поисках хорошей жизни. На родине всегда хорошо, плохой родины не бывает. Нужно каждому человеку свою родину самому стараться превращать в
уголок счастья и оставлять место для счастья другим. Когда-то мой дед рассказывал, как они обрели новую родину.

– Слушай, мой внук. Ты знаешь, меня зовут дедушка Ханты. Есть у меня два брата. И ты их тоже знаешь. Ты много умных книг прочитал, в больших городах учился, землю посмотрел, много видел.

Одного зовут дедушка Манси, это средний сын моего отца. Он от нас недалеко живет. Родни у него мало осталось. Видимо, место для житья плохое выбрал. Кругом большие города. Нефтяники рядом нефть выкачивают из земли. Газовики по трубам газ гонят в другие страны. Тесно стало жить для родни дедушки Манси. Оленей выпасать пастбищ не осталось. Речки нерестовые местами перегорожены, местами зарыты.

Другого брата зовут дедушка Хунгар. Младший брат ушел от меня очень далеко и очень давно. Я уже не помню его лица. С тех пор не слышал его речи. Говорят, живет хорошо. На новой земле обжился, семья его стала большой. Он носит русскую одежду, живет в каменных домах. На его земле есть большое-большое озеро, называется Балатон. Как он ушел от нас в поисках лучшей жизни, так до сих пор там и живет. Говорят, и на другом языке разговаривает.

Дедушка замолчал. Крепко задумался, видимо, вспоминая годы своей юности. Потом вздохнул и начал говорить:

– По рассказам моего отца, он раньше жил  в жарких песчаных землях, где никогда не было снега. Люди там жили в больших красивых городах и правили ими. Для защиты своих земель держали войско.

Имели лошадей и верблюдов, пасли овец и коз.

Взрослые учили в специальных домах детей писать и читать, обучали различным профессиям. Ковали железо, умели изготовлять бумагу и порох. Так бы  и жили там, но наступило время такое, что людям стало тесно. Начались ссоры из-за земли и еды. Отец был мирным жителем песчаных просторов, никому не хотел делать зла. Задумал он искать другие свободные от злых людей земли. Мы тогда еще были маленькими, не помним его тяжелого пути. Сначала он жил в горах, где берет начало Большая река, но потом и там стало тесно. Отец наш там и умер. Мы со средним братом Манси построили две большие лодки, взяли с собой многочисленные семьи и пустились по течению реки. Младший брат Хунгар не захотел с нами ехать, говорят, он много воевал. С той земли со своей родней он пошел в сторону захода солнца. С тех пор мы его долго-долго не видели.

Трудной была дорога, во многих местах мы останавливались. Строили жилье, осваивали рыбные и богатые живностью места. Семья росла. Места для жизни было много. Родственники помаленьку расселялись по пойме Большой реки, а средний брат занял земли по рекам Конда и Сосьва.

Был  у меня сын, звали его Лангал. Лосей на лыжах догонял, оленей приручил. Ездить на них стал. Помощника четвероногого с длинным хвостом-калачиком воспитал. Оленье и рыбье мясо сырым начал есть.

Жена его много детей вырастила в люльке черемуховой, в люльке кедровой. Люлька эта стала для нашего народа колыбелью. В ней все его дети росли и выросли. И ты, мой внук, тоже в такой люльке вырос. Мы бы не смогли здесь выжить без люльки. Наша земля просторная, как ты знаешь, и холодная. У нас не было уже  в то время теплых, просторных и светлых от электрического света домов каменных. Да  и к тому времени они нам и не нужны были. Мы снова научились жить в природе и до сих пор живем.

Едем мы на быстроходном катере «Литек» с главным редактором газеты «Нярьяна Нгэрм» Хабэчей Хываревичем Яунгадом ловить хорошие фотосюжеты. Дядя Федор, как его называют окружающие, мастер этого дела. Обладает свойственной только ему харизмой. Умудренный жизнью, немного с хитрецой, немного с лукавинкой, он серьезно воспринял рассказ моего деда, и соглашаясь с ним, сам начал говорить с волнением:

– Как бы ни говорили, как бы ни хотели вытянуть нашу самобытную северную цивилизацию на один уровень с европейской, этого не получится. Это было бы противоестественно. Это все равно как приручить медведя и потом выпустить его на волю. Он на воле погибнет. Нас тоже не надо силком, под приказом тянуть к жизни других народов. В природе есть множество тому примеров, когда животные уходили из одной среды обитания в другую, чтобы выжить. У них в связи с этим менялась форма тела, способ передвижения, пищеварение и многое другое. Они, уходя из одной среды в другую, оставляли другим видам жизненное пространство. Так  и люди. В какой-то промежуток времени перенаселили определенную территорию. Не стало хватать пищи. Начался голод. В поисках пищи и свободных территорий они по-шли на север. У каждого народа свой путь, своя дорога к приобретению родины. Народы Севера, когда-то привыкшие к благам цивилизации, долго адаптировались к суровым арктическим условиям. Самое главное – в  холод нужно было научиться вырастить потомство. И кому за это поставить памятник, теперь уже никто не узнает, но северные люди придумали люльку-колыбель, в которой можно было, имея навыки, вырастить себе подобных. И люди закрепились на севере, освоив берега Северного Ледовитого океана от Белого моря до Беренгова пролива. Их сейчас называют малочисленными народами, но их и не могло быть много. Северные просторы хоть и просторны, не могут прокормить много людей. Северные народы приручили дикого оленя, который до сего дня является верным спутником человека.

Это симбиоз двух животных, нужно усмирить гордыню и назвать человека зверем разумным. Он  в своей жизни так же подчиняется законам природы. И все встанет на свои места. У человека поменяется образ мышления.

– Ну ты, дядя Федор, даешь! – воскликнул я. – В каких научных изданиях ты прочитал про люльку? Это же правда, что колыбелька является как бы космическим кораблем для северных народов. Это она помогла им освоить холодную землю. Ты сделал большое научное открытие после моего деда. Он-то не мастер, как ты, говорить, но мысли были такими же.

Федор Константинович замолчал. Мысли дяди Федора были о том, как многолетний опыт жизни помог бы другим цивилизациям. А вдруг сломаются электростанции, станет темно и холодно, а дедушка в чуме до сих пор живет без света, без канализации и других «благ». Не получает пенсию, а душа на месте, ей – душе и телу уютно жить в гармонии с природой. Счастливый человек Земли!



79,4% расходов бюджета Тюменской области носят социальный характер

16 мая

В Тюменской области паводок сместился в Вагайский район

16 мая