Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

С думами о регионе

Смысл развития региона - благосостояние человека. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» выдвигают две основополагающие функции государства - повышение жизненного уровня населения и обеспечение национальной безопасности. При такой постановке задачи смыслом и целью прогнозирования и развития страны, региона должен стать человек как важнейшая составляющая сложной, взаимоувязанной, динамичной социально-природно-техногенной системы. При этом базой, платформой должна стать развитая экономика.

Общество, 02:50, 23 июля 2014,
Слушать новость
С думами о регионе. Смысл развития региона - благосостояние человека. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» выдвигают две основополагающие функции государства - повышение жизненного уровня населения и обеспечение национальной безопасности. При такой постановке задачи смыслом и целью прогнозирования и развития страны, региона должен стать человек как важнейшая составляющая сложной, взаимоувязанной, динамичной социально-природно-техногенной системы. При этом базой, платформой должна стать развитая экономика..

Смысл развития региона - благосостояние человека. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» выдвигают две основополагающие функции государства - повышение жизненного уровня населения и обеспечение национальной безопасности. При такой постановке задачи смыслом и целью прогнозирования и развития страны, региона должен стать человек как важнейшая составляющая сложной, взаимоувязанной, динамичной социально-природно-техногенной системы. При этом базой, платформой должна стать развитая экономика.

Перспективы развития экономики


Системное решение перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Особенность перехода в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве, в первую очередь, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, поскольку в насто-ящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут дать быстрого решающего вклада в рост ВВП по причине неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают менее 3 процентов ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли - около 28-30 процентов ВВП.

Перспективы структурной перестройки промышленности и ее диверсификации определяются возможностью решения триединой задачи:

- обеспечения поступательного развития нефтегазового комплекса, перехода к новым технологиям добычи традиционных запасов углеводородов, разработки технологий добычи нефти из среднеюрских отложений, баженовской свиты и сланцевых газов, обеспечение лидирующих позиций России в Арктике и другого;

- модернизации сырьевых производств, увеличения глубины переработки сырья, повышения энергоэффективности и экологичности производства, увеличения объемов экспорта (до 150-160 млрд. долл. к 2020 году) при опережающих поставках на внутренний рынок;

- ускорения роста высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией. В российской экономике назрела необходимость смены лидера роста. Сегодня в экономике развитых стран роль «локомотива» переходит к индустрии знаний. Системообразующее звено в ней - ведущие исследовательские университеты. Уже никем не оспаривается, что невозможно обеспечить конкурентоспособность экономики страны, если не обеспечить ее конкурентоспособность в сфере образования.

Роль региона и существующие риски


Инновационный сценарий связан с многополярным развитием территории Российской Федерации и региональных зон опережающего развития. Одной из таких важнейших зон является Западно-Сибирский макрорегион (Тюменская область, включая ХМАО - Югру, ЯНАО).

На ближайшую перспективу экономика страны в значительной степени будет зависеть от нефтегазового комплекса и в первую очередь от Западно-Сибирского региона, в котором добывается 90 процентов газа и 60 процентов нефти России.

В Стратегии экономического развития Тюменской области до 2020 года взвешенно оценены риски, из которых наиболее опасными являются снижение или утрата устойчивости нефтегазового сектора. Наличие рисков определяется рядом проблем нефтегазовой отрасли региона. Закончилась эра легкой нефти. Верхнеюрские отложения находятся на завершающей стадии эксплуатации. Высокий процент выработки и обводненности месторождений при существующих технологиях приведет к тому, что только Ноябрьский регион к 2016 году может потерять 16 млн. тонн добычи. Встает проблема моногородов Сибири.

Практически отсутствуют технологии извлечения углеводородов из Баженовской свиты, теоретические прогнозы запасов которых огромны. Отсутствуют эффективные технологии добычи и транспортировки высоковязких нефтей. Низка геологическая изученность потенциально нефтегазоносных провинций. Необходимо вовлечение в хозяйственный оборот нетрадиционных запасов природного газа, повышение глубины переработки нефти, более полное использование газов неф-тепереработки. Вновь открываемые месторождения «уходят» все далее на Север. Встала проб-лема освоения шельфовой зоны Северного Ледовитого океана. А освоение восточных склонов Урала? А громадные запасы лесных ресурсов? Кто будет решать эти задачи?

Окружающая среда подвергается все более жесткому техногенному воздействию в результате загрязнения продуктами сгорания попутного нефтяного газа, увеличения аварий из-за изношенности основных фондов нефтегазовых объектов. Кто будет решать эти проблемы?

Развитие региона и кадры


Реализация глобальных инновационных проектов требует большого количества высококвалифицированных специалистов, в том числе подготовленных к работе в сложных условиях Севера и криолитозоны. Сегодня в «большой» Тюменской области действует разветвленная сеть подготовки профессиональных кадров всех уровней - среднего и высшего профессионального образования, переподготовки кадров, дополнительного образования.

С момента активного освоения Западно-Сибирских нефтегазовых месторождений был создан индустриальный институт, а ныне крупнейший в регионе нефтегазовый университет, ориентированный на комплексное научное и кадровое обеспечение потребностей ключевой для региона отрасли. Сегодня нефтегазовый университет Тюмени ведет обучение по 48 программам бакалавриата, 59 специалитета и 25 магистратуры - единственный вуз от Урала до Тихого океана, который готовит специалистов по всему спектру нефтегазового профиля, причем с учетом криологического фактора. В последние годы появились научные разработки экологической направленности для нефтегазовой отрасли и у другого ведущего вуза области - Тюменского госуниверситета. В соответствии со Стратегией экономического развития Тюменской области до 2020 года нефтегазодобыча определена базовым сектором экономики области, для инновационного развития которого в Тюмени сосредоточен мощный научно-технический, образовательный и кадровый потенциал нефтегазового профиля.

О проблемах региона и задачах образования


Тюменская область сегодня - привлекательный регион для инвестиций. Благодаря активной позиции губернатора Владимира Якушева, в Тюмень «затягиваются» крупнейшие производства, область занимает ведущие в стране позиции по привлечению инвестиций, наряду с развитием нефтегазового комплекса ведется диверсификация региональной экономики. Формируются новые кластеры экономики, связанные с переработкой нефти, машиностроением, дерево­обработкой, с развитием аграрного сектора... Многие производства в новинку для нашей территории, приходится приглашать работников из других регионов. Открываются новые производства - возникает потребность в кадрах новых для Тюмени специальностей. Априори известно, что без квалифицированных кадров невозможно успешное развитие экономики. Сегодня возник разрыв между потребностями реального производства и его кадровым обеспечением, который в наше время очевиден. Это ножницы, способные подрезать крылья развивающейся промышленности региона, среднему и малому бизнесу. Проблема разрыва коснется, на мой взгляд, и базовой для региона нефтегазовой отрасли, хотя нефтегазовый университет неустанно «кует кадры» для нее уже более пятидесяти лет: две трети всех инженерных кадров отрасли - выпускники ТюмГНГУ.

Таким образом, в области образования, как всегда в России, стоят две приоритетные задачи: устранение разрыва между реальным производством и его кадровым обеспечением и повышение качества образования. При этом обе задачи тесно взаимосвязаны. Одно из направлений решения - кардинальное изменение организации профориентационной работы со школьниками (для первой задачи) и, в дополнение к ней для второй задачи, интенсивное наращивание исследовательского потенциала в образовании с участием студентов в процессе активизации научных исследований и внедрении результатов интеллектуальной деятельности в производство.

О профориентационной работе


Выбор профессии школьником - один из важнейших этапов его жизни, в значительной степени определяющий его дальнейшее благосостояние, уровень «счастья в жизни» и ту пользу, которую он принесет обществу, стране. Если глубоко не теоретизировать, то для правильного выбора необходимо выявить главное: кто он - «технарь» или «гуманитарий», «физик» или «лирик», определить интересы и наклонности - для выбора направления подготовки, оценить способности - для определения уровня подготовки (ВПО, СПО, НПО). Создать условия для развития личности. Кто должен решать эти задачи и нести ответственность? Безусловно, это - родители, школа, система профессионального образования, бизнес, государство.

О родителях


Основное звено в этой цепочке, безусловно, родители. Понимая и принимая всю ответственность за судьбу детей, они часто ищут для себя лучший вариант, руководствуясь, к сожалению, не изложенными выше принципами, а тем, чтобы ребенок мог поступить на бюджетное место, чтобы учеба была не в тягость, ребенок был поближе и здоров. Родители не профессиональные психологи, их отпрыск для них - лучший и, как результат, более 90 процентов выпускников школ подают заявления в вузы. В идеале хотелось бы, чтобы родители, заложив основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, «с пеленок» распознали и смогли развить его индивидуальные способности, спроектировали его жизненный путь и обеспечили успешное по нему продвижение. Но, к сожалению, далеко не все родители способны на это. И тогда на помощь должна приходить школа со своими психолого-медико-педагогическими комиссиями, классными руководителями, педагогическим коллективом.

Окончание в следующем номере

Смысл развития региона - благосостояние человека. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» выдвигают две основополагающие функции государства - повышение жизненного уровня населения и обеспечение национальной безопасности. При такой постановке задачи смыслом и целью прогнозирования и развития страны, региона должен стать человек как важнейшая составляющая сложной, взаимоувязанной, динамичной социально-природно-техногенной системы. При этом базой, платформой должна стать развитая экономика.

Перспективы развития экономики


Системное решение перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Особенность перехода в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве, в первую очередь, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, поскольку в насто-ящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут дать быстрого решающего вклада в рост ВВП по причине неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают менее 3 процентов ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли - около 28-30 процентов ВВП.

Перспективы структурной перестройки промышленности и ее диверсификации определяются возможностью решения триединой задачи:

- обеспечения поступательного развития нефтегазового комплекса, перехода к новым технологиям добычи традиционных запасов углеводородов, разработки технологий добычи нефти из среднеюрских отложений, баженовской свиты и сланцевых газов, обеспечение лидирующих позиций России в Арктике и другого;

- модернизации сырьевых производств, увеличения глубины переработки сырья, повышения энергоэффективности и экологичности производства, увеличения объемов экспорта (до 150-160 млрд. долл. к 2020 году) при опережающих поставках на внутренний рынок;

- ускорения роста высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией. В российской экономике назрела необходимость смены лидера роста. Сегодня в экономике развитых стран роль «локомотива» переходит к индустрии знаний. Системообразующее звено в ней - ведущие исследовательские университеты. Уже никем не оспаривается, что невозможно обеспечить конкурентоспособность экономики страны, если не обеспечить ее конкурентоспособность в сфере образования.

Роль региона и существующие риски


Инновационный сценарий связан с многополярным развитием территории Российской Федерации и региональных зон опережающего развития. Одной из таких важнейших зон является Западно-Сибирский макрорегион (Тюменская область, включая ХМАО - Югру, ЯНАО).

На ближайшую перспективу экономика страны в значительной степени будет зависеть от нефтегазового комплекса и в первую очередь от Западно-Сибирского региона, в котором добывается 90 процентов газа и 60 процентов нефти России.

В Стратегии экономического развития Тюменской области до 2020 года взвешенно оценены риски, из которых наиболее опасными являются снижение или утрата устойчивости нефтегазового сектора. Наличие рисков определяется рядом проблем нефтегазовой отрасли региона. Закончилась эра легкой нефти. Верхнеюрские отложения находятся на завершающей стадии эксплуатации. Высокий процент выработки и обводненности месторождений при существующих технологиях приведет к тому, что только Ноябрьский регион к 2016 году может потерять 16 млн. тонн добычи. Встает проблема моногородов Сибири.

Практически отсутствуют технологии извлечения углеводородов из Баженовской свиты, теоретические прогнозы запасов которых огромны. Отсутствуют эффективные технологии добычи и транспортировки высоковязких нефтей. Низка геологическая изученность потенциально нефтегазоносных провинций. Необходимо вовлечение в хозяйственный оборот нетрадиционных запасов природного газа, повышение глубины переработки нефти, более полное использование газов неф-тепереработки. Вновь открываемые месторождения «уходят» все далее на Север. Встала проб-лема освоения шельфовой зоны Северного Ледовитого океана. А освоение восточных склонов Урала? А громадные запасы лесных ресурсов? Кто будет решать эти задачи?

Окружающая среда подвергается все более жесткому техногенному воздействию в результате загрязнения продуктами сгорания попутного нефтяного газа, увеличения аварий из-за изношенности основных фондов нефтегазовых объектов. Кто будет решать эти проблемы?

Развитие региона и кадры


Реализация глобальных инновационных проектов требует большого количества высококвалифицированных специалистов, в том числе подготовленных к работе в сложных условиях Севера и криолитозоны. Сегодня в «большой» Тюменской области действует разветвленная сеть подготовки профессиональных кадров всех уровней - среднего и высшего профессионального образования, переподготовки кадров, дополнительного образования.

С момента активного освоения Западно-Сибирских нефтегазовых месторождений был создан индустриальный институт, а ныне крупнейший в регионе нефтегазовый университет, ориентированный на комплексное научное и кадровое обеспечение потребностей ключевой для региона отрасли. Сегодня нефтегазовый университет Тюмени ведет обучение по 48 программам бакалавриата, 59 специалитета и 25 магистратуры - единственный вуз от Урала до Тихого океана, который готовит специалистов по всему спектру нефтегазового профиля, причем с учетом криологического фактора. В последние годы появились научные разработки экологической направленности для нефтегазовой отрасли и у другого ведущего вуза области - Тюменского госуниверситета. В соответствии со Стратегией экономического развития Тюменской области до 2020 года нефтегазодобыча определена базовым сектором экономики области, для инновационного развития которого в Тюмени сосредоточен мощный научно-технический, образовательный и кадровый потенциал нефтегазового профиля.

О проблемах региона и задачах образования


Тюменская область сегодня - привлекательный регион для инвестиций. Благодаря активной позиции губернатора Владимира Якушева, в Тюмень «затягиваются» крупнейшие производства, область занимает ведущие в стране позиции по привлечению инвестиций, наряду с развитием нефтегазового комплекса ведется диверсификация региональной экономики. Формируются новые кластеры экономики, связанные с переработкой нефти, машиностроением, дерево­обработкой, с развитием аграрного сектора... Многие производства в новинку для нашей территории, приходится приглашать работников из других регионов. Открываются новые производства - возникает потребность в кадрах новых для Тюмени специальностей. Априори известно, что без квалифицированных кадров невозможно успешное развитие экономики. Сегодня возник разрыв между потребностями реального производства и его кадровым обеспечением, который в наше время очевиден. Это ножницы, способные подрезать крылья развивающейся промышленности региона, среднему и малому бизнесу. Проблема разрыва коснется, на мой взгляд, и базовой для региона нефтегазовой отрасли, хотя нефтегазовый университет неустанно «кует кадры» для нее уже более пятидесяти лет: две трети всех инженерных кадров отрасли - выпускники ТюмГНГУ.

Таким образом, в области образования, как всегда в России, стоят две приоритетные задачи: устранение разрыва между реальным производством и его кадровым обеспечением и повышение качества образования. При этом обе задачи тесно взаимосвязаны. Одно из направлений решения - кардинальное изменение организации профориентационной работы со школьниками (для первой задачи) и, в дополнение к ней для второй задачи, интенсивное наращивание исследовательского потенциала в образовании с участием студентов в процессе активизации научных исследований и внедрении результатов интеллектуальной деятельности в производство.

О профориентационной работе


Выбор профессии школьником - один из важнейших этапов его жизни, в значительной степени определяющий его дальнейшее благосостояние, уровень «счастья в жизни» и ту пользу, которую он принесет обществу, стране. Если глубоко не теоретизировать, то для правильного выбора необходимо выявить главное: кто он - «технарь» или «гуманитарий», «физик» или «лирик», определить интересы и наклонности - для выбора направления подготовки, оценить способности - для определения уровня подготовки (ВПО, СПО, НПО). Создать условия для развития личности. Кто должен решать эти задачи и нести ответственность? Безусловно, это - родители, школа, система профессионального образования, бизнес, государство.

О родителях


Основное звено в этой цепочке, безусловно, родители. Понимая и принимая всю ответственность за судьбу детей, они часто ищут для себя лучший вариант, руководствуясь, к сожалению, не изложенными выше принципами, а тем, чтобы ребенок мог поступить на бюджетное место, чтобы учеба была не в тягость, ребенок был поближе и здоров. Родители не профессиональные психологи, их отпрыск для них - лучший и, как результат, более 90 процентов выпускников школ подают заявления в вузы. В идеале хотелось бы, чтобы родители, заложив основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, «с пеленок» распознали и смогли развить его индивидуальные способности, спроектировали его жизненный путь и обеспечили успешное по нему продвижение. Но, к сожалению, далеко не все родители способны на это. И тогда на помощь должна приходить школа со своими психолого-медико-педагогическими комиссиями, классными руководителями, педагогическим коллективом.

Окончание в следующем номере



Тюменцам назвали самое подходящее время для поиска работы

04 мая

Тюменский мастер рассказала о работе с керамикой и о собственной школе

04 мая