Живое общение или электронная регистратура?
Тюменцы оценили дистанционные способы записи на прием
По поручению губернатора Владимира Якушева проведен социологический опрос жителей Тюмени на тему записи на прием в лечебно-профилактические учреждения через Интернет. Анализ полученных данных на заседании президиума регионального правительства представил директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Новопашин.
В соответствии с социологической выборкой в анкетном опросе приняли участие 1 000 тюменцев. Кроме того, опрошено 50 экспертов – работников медицинских учреждений различных специальностей.
По словам Александра Новопашина, почти две трети – 64 процента опрошенных жителей областного центра поддерживают саму идею внедрения дистанционных алгоритмов записи на прием, 29 процентов в силу различных причин пока не убеждены в перспективах нововведений. Специалисты-медики гораздо более оптимистичны: 90 процентов из них считают, что внедряемые технологии необходимы и работоспособны.
Исследование показало, что полностью удовлетворены качеством работы всего комплекса услуг удаленной записи 30 процентов опрошенных, 48 процентов удовлетворены частично, 19 процентов остались недовольными, 3 процента затруднились ответить.
27 процентов респондентов считают, что получить медицинские услуги с введением новых механизмов записи стало намного проще. Вместе с тем 29 процентов пациентов от числа опрошенных выразили мнение, что введение новых технологий записи на прием к врачу лишь усложнило ситуацию. Надо отметить, что больше половины из них – это люди пенсионного и предпенсионного возраста и по статистике именно они составляют основную часть посетителей медицинских учреждений.
Отвечая на вопросы анкеты, пациенты обозначили основные проблемы при дистанционной записи. Во-первых, неточная информация о действующем графике приема, так ответили 20 процентов респондентов. Во-вторых, отсутствие свободной записи на удобное время, такое мнение выразил каждый пятый. В-третьих, технические сбои, причем возникающие и по вине обратившегося – 16 процентов опрошенных.
Респондентов также просили назвать основные причины, по которым они не пользовались электронной записью. 37 процентов предпочитают более привычное для них живое общение с медицинским работником. 21 процент отказался от электронной записи, так как на требуемые ими услуги записи нет вообще (запись к узким специалистам, запись на профильные анализы и прочее). 17 процентов опрошенных не используют новые сервисы в связи с отсутствием немедленного подтверждения записи на прием или уведомления об изменении статуса записи.
По данным экспертного опроса, работники медучреждений, повседневно сталкивающиеся с самыми разными пациентами как на стадии их регистрации, так и приема, считают, что основные причины неиспользования «электронной регистратуры» – это отсутствие навыков пользования новыми сервисами (22 процента) и проблемы доступа или неумение пользоваться самой сетью Интернет (19 процентов).
Эксперты также высказались о наиболее очевидных с их точки зрения недостатках новых технологий. Среди них – отсутствие учета при дистанционной записи приоритета льготных категорий пациентов, проблематичность переноса приема в случае незапланированного отсутствия специалиста, несоблюдение времени записи самими пациентами.
Напомним, вопросы информатизации здравоохранения и эффективное использование информационных технологий в лечебных учреждениях были остро обозначены губернатором Владимиром Якушевым в начале 2013 года после того, как он лично посетил ряд поликлиник и обратился к тюменцам высказать свое мнение о работе здравоохранения и основных проблемах, с которыми сталкиваются пациенты, на страницах своего блога. Именно работа фронт-офисов, очереди в регистратуры и потеря амбулаторных карт заняли лидирующие позиции в перечне самых острых проблем.
Профильным ведомствам и лечебным учреждениям была поставлена задача максимально внедрить в деятельность поликлиник современные информационные технологии. Сегодня огромное внимание уделяется обратной связи в отработке всех механизмов информатизации и организации работы лечебных учреждений. Социологические опросы – один из таких методов.
– Еще несколько лет назад покупка билетов и регистрация пассажиров через Интернет тоже казались фантастикой. Сегодня они уже вошли в обычную практику нашей жизни. Нам в постоянном режиме необходимо отслеживать, если нужно, корректировать внед-рение информационных технологий, проводить учебу в этом направлении. Мы пообещали людям решить вопросы с электронной записью. При наличии инструментов, которые имеем сегодня, это можно сделать. К тому же появилась тенденция сокращения вакансий в здравоохранении, повышается заработная плата специалистов отрасли. В конечном итоге при дальнейшей системной работе должны получить позитивный социальный эффект, – высказал свое мнение губернатор.
Глава региона также подчерк-нул, что среди приоритетов и вопросы администрирования в каждом медицинском учреждении. «Жалоб с территорий о записи через внешние сервисы много. Если в Тюмени этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, то в районах он нуждается в отладке», – отметил Владимир Якушев.
Планируется провести подобные замеры в городах и районных центрах области.