Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Воспитывать новое поколение – творцов культурного пространства

В гостях у клуба «От первого лица» ректор ТГАКИСТ, доктор исторических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Игорь Шишкин

Общество, 00:01, 28 января 2014,
Слушать новость
Воспитывать новое поколение – творцов культурного пространства. В гостях у клуба «От первого лица» ректор ТГАКИСТ, доктор исторических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Игорь Шишкин.

Наступил Год культуры. Возможно, это подтолкнет нас  к тому, чтобы больше внимания уделять книгам, музыке, театру, быть добрее и вежливее друг с другом, а главное – утвердит в мысли, как важно учить этому подрастающее поколение.

Встреча с ректором Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, доктором исторических наук Игорем Шишкиным в ходе заседания клуба «От первого лица», которое состоялось в редакции газеты «Тюменская область сегодня», немного приоткрыла дверь в аудитории и концертные залы, где творят молодые.

Александр Скорбенко:
– Игорь Геннадьевич, как по-вашему, что послужило причиной для объявления 2014 года в России Годом культуры?

Игорь Шишкин:
– Так повелось по традиции демократической России, что каждый год имеет тематическую направленность: Год семьи, Год молодежи, Год истории... Год культуры можно расценить как очередное тематическое направление. Мне кажется, что для нашей области год, вернее, пятилетка культуры, началась еще  в 2008 году. Именно в то время правительство Тюменской области начало активно вкладывать средства в отрасль. В том числе в реставрацию, ремонт и укрепление материальной базы Тюменской академии культуры и искусств. Это позволило нам динамично развиваться, быть интересными абитуриенту, педагогам, профессиональному сообществу. Достаточно уверенно чувствуем себя в культурном пространстве в целом. У нас каждый год – это год культуры.

Маргарита Шаманенко:
– Какой вклад вносит само студенчество в культурную жизнь региона? Есть ли отдача?

Игорь Шишкин:
– В последние годы наблюдается активное участие преподавателей и студенчества в социально значимых культурных проектах – их академия реализует более двадцати. Это всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица», международный фестиваль дизайна и искусств, грандиозный проект «Встреча культур», который реализуем уже два года для школьной и студенческой молодежи, совместный проект с департаментом образования и науки Тюменской области «Мы ничего не знаем о войне» для младших и старших школьников. Это классический абонемент для жителей города «Встречи с академическим и оперным вокалом. Классика». Прошлый год  закончили грандиозной постановкой оперы для детей Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Очень сложная постановка, берутся немногие. Премьера прошла с большим успехом. Направляем теперь ее  в прокат, приглашаю. На все наши концерты вход свободный.

Галина Литвиненко, с. Ильинка, Казанский район:
– Глубинка задыхается без молодых специалистов. Какой процент выпускников академии едет на работу в муниципальные образования юга области?

Игорь Шишкин:
– У академии налажены тесные контакты с органами управления культурой областного и муниципального уровня. Часто бываем в муниципалитетах с концертами, мастер-классами, семинарами. Это позволяет, с одной стороны, оперативно выявлять талантливую молодежь и помогать ей развиваться. С другой стороны, показывать студентам возможности районных домов культуры, знакомить их  с потенциальными работодателями. Ведем переговоры с главами муниципалитетов, руководителями органов культуры районов, чтобы они  в рамках контрольных цифр приема организовали целевой набор – направляли на учебу выпускников музыкальных школ хотя бы из райцентра, с тем чтобы эти ребята вернулись домой. Не от всех муниципалитетов поступают такие предложения. В то же время не соглашусь с читательницей. Наших выпускников в муниципалитетах достаточно. Все творческие позиции в той или иной степени заняты нашими кадрами.

Людмила Ведерникова:
– Велика ли потребность в кадрах в сфере культуры и искусства в Тюменской области? Учреждений в регионе достаточно: четыре театра, филармония, три музейных комплекса, культурно-досуговый центр Ершова в Ишиме, сеть библиотек и домов культуры, центры прикладного творчества и ремесел, почти 50 музыкальных школ...

Игорь Шишкин:
– Вакансии творческой и художественной, рекреационной направленности открываются регулярно. Высокую потребность в кадрах отрасли подтверждает Тюменьстат, поэтому спрос на наших выпускников высокий. Примерно 85 процентов студентов находит работу уже на третьем-четвертом курсе. Проблемы трудоустройства для них нет.

Академия имеет огромный портфель заявок, которые не можем удовлетворить в полной мере. Со всеми учреждениями культуры для более полного взаимодействия, в том числе и по вопросам подготовки кадров, заключены договоры о сотрудничестве.

Дело в том, что вуз небольшой – в академии учится 2,5 тысячи студентов. Ежегодно принимаем 400 человек, выпускаем примерно 250. Получается, до финиша доходит чуть больше половины ребят. Группы малочисленны. На фортепиано в группу набираем трех человек, струнников – трех, народников – трех. Чтобы поступить в академию, необходимо иметь среднее профессиональное образование. Не каждый выпускник учреждения среднего профессионального образования, колледжа искусств или училища, проучась пять лет, а с музыкальной школой все десять, видит себя в дальнейшем на музыкальной стезе, не каждый готов связать свою судьбу с творчеством. По разным причинам. Кто-то меняет профессию. Многие уезжают пробовать себя в крупные города. Искусство – особый мир.

Светлана Хозяинова:
– Пять лет назад в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий перешли к многоуровневой системе образования. Оправдала ли себя эта сложная конструкция?

Игорь Шишкин:
– Сегодня академия представляет многоуровневый образовательный комплекс, объединяющий детскую школу искусств, колледж искусств, высшее звено – специалитет, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, послевузовское образование. Академия осуществляет подготовку по 56 направлениям и специальностям. Сейчас лицензируем специфический для образовательных учреждений культуры вид деятельности – ассистентуру-стажировку.

Придя в первый класс музыкальной школы в возрасте 5–6 лет, ребенок учится и заканчивает школу в зависимости от избранного направления. Затем поступает в учреждение среднего профессионального образования. Без него по целому ряду направлений мы принимать не можем. Там дети учатся еще четыре года. Потом поступают в учреждение высшего профессионального образования. Раньше в нем учились пять лет, сейчас четыре. Затем магистратура – два года. Потом ассистентура-стажировка. Получается, подготовка специалиста длится 16–17 лет.

Образовательный комплекс очень важен, интересен и удобен, потому что выпускники одного уровня переходят на следующий. Обеспечиваем и контингент, и преемственность подготовки, применяя интегрированные программы. За выпускником остается право после окончания колледжа поступить не только в нашу академию, но  и в другие образовательные учреждения культуры.

По этой образовательной модели работают в Тюменском нефтегазовом университете и в Тобольской педагогической академии. Министерство культуры РФ  в программе развития образовательных учреждений в области культуры признало этот путь приоритетным и ставит задачу до 2018 года создать в стране 24 таких многоуровневых комплекса. Уже можем давать рекомендации, что  и делаем.

Людмила Ведерникова:
– Для того чтобы люди, мечтающие посвятить свою жизнь искусству, не перегорали, не проще ли сократить срок обучения?

Игорь Шишкин:
– Есть образовательный стандарт. Он разработан не просто так, а отработан десятилетиями. Есть традиция и опыт наблюдений многих поколений.

Маргарита Шаманенко:
– Есть ли возрастные ограничения при поступлении?

Игорь Шишкин:
– Согласно федеральным правилам приема возрастного ценза нет.

Людмила Ведерникова:
– Какими достижениями студентов вы особенно гордитесь?

Игорь Шишкин:
– Гордимся всеми нашими студентами и всеми их достижениями, как в творчестве, так и в других сферах. Достижений много. Назову лишь некоторые, характеризующие 2013 год. Студент Александр Шипицин стал лауреатом конкурса «Гордость Тюменской области» в номинации «Культура». Наш выпускник и аспирант Владислав Татаринцев избран председателем общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе. Учащиеся детской школы искусств Илья Каргин и Олег Сапегин стали лауреатами конкурса «Молодые дарования России». Впервые за 12 лет проведения молодежных Дельфийских игр  в номинации «Народные инструменты» представитель Тюменской области завоевал золотую медаль. Это наша студентка-домристка Анастасия Соколова. Очень рады, что студенты не тратят время зря, пребывая в стенах академии, а совершенствуются, растут и активно интегрируются в культурное пространство. Например, танцевальный ансамбль кафедры спортивной хореографии участвует в церемонии закрытия Олимпийских игр. Трое из десяти учащихся музыкальных школ Тюменской области, отобранных для участия в культурных мероприятиях Олимпиады, – из нашей детской школы искусств.

Алевтина Бояркина, г. Тюмень:
– О том, что в Тюмени появятся симфонический оркестр и оперный театр, разговоры идут на протяжении многих лет. Готова ли академия культуры, искусств и социальных технологий обеспечить эти коллективы специалистами?

Игорь Шишкин:
– В учебном заведении реализуются все направления музыкальной исполнительской подготовки, необходимые для создания симфонического оркестра. Год назад в стенах академии воссоздали полноценный эстрадно-симфонический оркестр, и он уже дал несколько больших концертов для широкой публики. Думаю, через год-полтора он может стать базой для симфонического оркестра Тюмени. Если филармония примет активное участие в работе, процесс ускорится.

Лидия Бобаченко:
– Как на репутации вуза отразился инцидент со списком неэффективных вузов, составленным Министерством образования РФ  в 2012 году? Несмотря на то, что доброе имя вуза реабилитировано, это совпало с периодом поступления абитуриентов.

Игорь Шишкин:
– Министерство образования РФ выставило критерии, одинаковые для всех вузов: и аграрного, и технического, и педагогического, и культуры. Не учитывалась их специфика. Мы добились того, что наши поправки к критериям оценки деятельности вузов были учтены, и сейчас три пункта из пяти звучат в нашей формулировке. Это, кстати, могу отнести к достижениям вуза. Прошел год. Время расставило все по местам. По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования за 2012 год Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий признана эффективной. Данная оценка является результатом кропотливой работы всего коллектива вуза и отражает значимость той роли, которую академия сегодня играет в образовательном и культурном пространстве Тюменской области. У нас все стабильно. Объемные, качественные и творческие показатели выше порогового минимума.

Маргарита Шаманенко:
– В академии обучаются люди творческие, с тонкой душевной организацией. Легко ли ими руководить? Как решаете сложные ситуации?

Игорь Шишкин:
– Образование получают разные люди, в том числе уверенные в себе. Процесс обучения имеет специфику: это концертные и выездные практики, показы, участие в конкурсах, фестивалях. Достаточно гибко выстраиваем образовательный, творческий процесс, понимаем, что порой важнее принять участие в конкурсе, нежели отсидеть на теоретической лекции. Стараемся, чтобы студентам было комфортно, чтобы они чувствовали себя нужными, востребованными личностями, начинающими творцами. Снобизм, гордыню стараемся нейтрализовать. Говорим, что «звездность» и успехи будут тогда, когда студенты закончат учреждение, когда будут приносить славу и себе, и академии, и Тюмени. А пока – учеба.

Сергей Исаев:
– В рок-фестивале «Катись, квадрат!» участвует немало тюменских рок-групп. На рок-музыкантов у вас обучают? Или удел этих творцов – самообразование?

Игорь Шишкин:
– В стандарте такого направления нет. Но во внеучебное время студентам никто не запрещает заниматься рок-музыкой. Более того, академия их поощряет. У нас есть несколько коллективов, работающих в этом направлении.

Людмила Ведерникова:
– Занимаются ли  в творческом вузе научными разработками?

Игорь Шишкин:
– Научные разработки ведутся. Но соотношение творческих проектов и научных разработок – 95 к 5. У нас классные специалисты, которые могут быть интегрированы (так и происходит) в экспертное сообщество. Например, музееведы – в организацию экспозиций и музейных выставок, оценку исторических памятников. Другие могут стать музыкальными журналистами и критиками, экспертами по оценке творческого репертуара исполнителей. Наша археологическая экспедиция во время традиционных раскопок на Андреевском озере летом 2013 года совершила открытие: обнаружила клад серебра XII века – огромный котел с серебряными гривнами, булгарскими и халифскими монетами и тому подобным. Сейчас идет стадия осмысления, описания, связи с научными центрами, атрибутация. В прошлом году выполнили задание комитета по охране памятников – дали экспертную оценку некоторым природным ландшафтам, имеющим архитектурное значение для последующих разработок.

Сергей Исаев:
– Используются ли инновационные технологии в образовании, научной деятельности?

Игорь Шишкин:
– Большая часть нашей деятельности достаточно консервативна. Мы должны научить человека хорошо заниматься тем ремеслом, которым он желает овладеть: грубо говоря, петь, танцевать, рисовать, устраивать экспозиции, дизайнерские проекты. Здесь инновации как таковые, может быть, и не нужны – необходимы усидчивость, упорство, невероятный труд. У музыкантов учеба длится с 8 до 20 часов, потому что нужно наигрывать репертуар, нарабатывать технику.

Но на других направлениях подготовки – культурология, конфликтология, менеджмент, туризм, гостиничное дело – инновационные технологии применяются: информационные, кейсовые, погружение в среду, межкультурные коммуникации, углубленная языковая подготовка...

Светлана Хозяинова:
– Что  в итоге наиболее ценного выносит выпускник? Готов ли он работать по-современному?

Игорь Шишкин:
– Во-первых, профессионализм. Во-вторых, конкурентоспособность на рынке. И в-третьих, способность к саморазвитию.

Владимир Полищук:
– Что можно сказать о вузовской библиотеке? Много ли читают студенты?

Игорь Шишкин:
– Академия обладает хорошей по некоторым параметрам (например, фонд нотной литературы), уникальной по тюменским меркам научной библиотекой.

В ней работают высококлассные профессионалы, заботящиеся не только о комплектации книжного фонда, но и о популяризации литературного наследия, внедрении современных технологий (электронный каталог, электронные книги и т.д.). Фонд большой для такого небольшого вуза – 170 тысяч единиц хранения, полное обеспечение образовательного процесса. Библиотека старается быть современной. Мы имеем доступ к крупным сетевым библиотечным ресурсам. Выписываем редкие периодические издания по дизайну, изобразительному искусству. Читают все. Помимо учебной литературы берут детективы, фэнтези, женские романы. А интерес к русской классической литературе должен прививаться в школе.

Александр Скорбенко:
– Скажите, каков вклад Тюменской академии в российское и мировое культурное пространство?

Игорь Шишкин:
– Академия культуры – очень молодой вуз: нам всего 22 года. Это для учреждения по меркам истории даже не юность, а младенчество. Два десятилетия ушло только на то, чтобы сформировать школы, научные направления, кадры, профессуру. Говорить о выпускниках, которые олицетворяли бы какое-то направление в мировом искусстве, пока рано. Это задачи, которые сегодня стоят перед преподавательским коллективом, перед академией в целом. Думаю, о вкладе в мировую культуру будет уместно говорить лет через двадцать. Да  и хотелось бы, чтобы об этом говорили люди со стороны, внешние эксперты, а не сотрудники.

Лидия Бобаченко:
– Что, по-вашему, нужно делать, чтобы считаться культурным человеком? Каким должен быть багаж знаний?

Игорь Шишкин:
– Это один из вечных вопросов: «Что делать?» Полагаю, каждый работник системы образования в отрасли культуры должен качественно делать свое дело с пониманием того, зачем он это делает и для чего.

Сегодня приходится работать с той генерацией, которая пришла в 1990-е годы, на разломе двух эпох, двух стран.

С людьми, потерявшими ценностные и морально-нравственные ориентиры. Время было такое. В детском саду, в школе, в дворовом социуме, в целом в обществе атмосфера была другая. На сегодняшний день эта генерация уже сформировалась. Теперь мы должны с детского сада, с начальной школы взращивать новую, совершенно иную генерацию детей.

Анна Бейдель, с. Кулаково, Тюменский район:
– Игорь Геннадьевич, к вам обращается председатель инициативной группы по сохранению объекта культурного наследия «Школа-усадьба Николая Чукмалдина» в старинном селе Кулаково. За восемь лет мы провели огромную работу: прекращено начатое хозяйственное освоение парка, объект зарегистрирован в качестве выявленного объекта культурного наследия. Институтом «Сибспецпроектреставрация» (г. Томск) за счет областного бюджета разработан проект реставрационных работ. Однако начать их не представляется возможным по причине того, что здание школы, парк и пруд, составляющие единый комплекс, принадлежат разным собственникам. Оказалось, что решить этот вопрос не так-то просто, требуется активное содействие многих структур. Одна из важнейших задач – реализация проекта реставрации, который находится в администрации Тюменского района, а второй экземпляр – в комитете по охране и использованию объектов культурного наследия Тюменской области. Необходимо срочное ограждение всей территории школы-усадьбы и проведение охранных мероприятий. Очень надеюсь на ваше содействие.

Игорь Шишкин:
– Наши специалисты могут выехать к вам и провести экспертизу исторического наследия как памятника. Кроме того, академия может обратиться к главе администрации муниципалитета с ходатайством о решении проблемы. Давайте встретимся и обсудим этот вопрос.

Маргарита Шаманенко:
– Объем знаний еще не делает человека добрым, порядочным, культурным. Гуляя по Тюмени, которая хорошеет, нередко слышишь нецензурные выражения. Установлены какие-то рамки в стенах академии? Там не выражаются грубо, не курят?

Игорь Шишкин:
– Это комплексная проблема. Что такое мат? Это реакция на какую-то ситуацию. Явление удастся изжить только тогда, когда не будет поводов для этого. Когда будут прекрасные социальные, экономические условия. Что касается деятелей культуры, которые работают на публике, мат – это абсолютно недопустимо. В академии явного мата не слышно. У нас есть служба реагирования, кураторы, отдел по внеучебной работе. Обращений по поводу мата не было. Все-таки публика у нас достаточно воспитанная.

Людмила Ведерникова:
– Как  в академии отмечают Татьянин день? Есть ли свои традиции проведения студенческого праздника?

Игорь Шишкин:
– Татьянин день – это одна из вновь культивируемых в демократической России традиций, которые были прерваны после революции. Но возникло много новых проявлений студенческой активности и причастности к студенческому братству: фестиваль «Студенческая весна», конкурс «Дебют первокурсника», совместные мероприятия и т.д. На нескольких кафедрах 25 января проходят студенческие капустники. Большой концерт в этом году посвящен 35-летию педагогической и творческой деятельности одного из преподавателей – Татьяны Шевелевой.

Александр Скорбенко:
– Журналисты призваны вносить особенный, значимый вклад в культуру. В частности, журналисты газеты «Тюменская область сегодня» – люди, глубоко заинтересованные в развитии культуры, в рассказе о том, чем занимается сегодня элита сферы культуры региона. В чем могли бы помочь вам журналисты?

Игорь Шишкин:
– Газета делает очень многое. Ваши рубрики и материалы удовлетворяют вкусам самого искушенного читателя. Спасибо огромное! Хочу пожелать удач на этом поприще и со своей стороны предлагаю обсудить на страницах газеты две дискуссионные темы, которые считаю очень интересными: «Новые школьные учебники по истории» и «Тобольская губерния в годы Первой мировой войны – совершенно невероятные зигзаги исторического процесса».

Блиц-опрос


– Знаменитый художник Шишкин не ваш родственник?
– Нет, я даже не рисую. Каждый должен заниматься своим делом.

– Какое из искусств вам ближе: живопись, вокал?
– Поэзия.

– Посещение концертов для вас работа или удовольствие?
– И работа, и удовольствие.

– С кем из звезд мирового искусства вы хотели бы пообщаться?
– Такой потребности у меня нет.

– Что делать, когда нечего делать?
– Спать.

– Хотели бы полететь на Марс или Венеру?
– Нет.

– А если бы все-таки полетели в космос, какую музыку с собой взяли?
– Вальсы Штрауса.

– Ваше хобби?
– Встречи и общение с друзьями.

У вас есть домашние животные?
– Аквариумные рыбы, кот, две собаки. Хозяйство достаточно большое и хлопотное.

Дача имеется?
– Есть, очень люблю заниматься садоводством.

Готовить любите?
– Люблю и умею. Но времени нет.

– Самое яркое воспоминание о студенческих годах?
– То, что  я встретил педагогов, которые многому меня научили. Это светлая полоса в моей жизни, длиною в пять лет.

– Кому вы благодарны больше всего в жизни?
– Родителям.

– Самая большая ценность в жизни?
– Жизнь.

– Счастье – это...
– Когда спешишь делать добро, и это у тебя получается.

– Каким писателям и поэтам отдаете предпочтение?
– Нравится творчество представителей золотого века поэзии. Пушкин – мастер слова, Лермонтов – глубокий философ. Из прозаиков – Чехов, Зощенко, Аверченко.

– Был театр, потом появилось кино, телевидение. Сейчас есть YouTube. А что будет дальше?
– Трудно сказать. Я за то, чтобы все вышеперечисленное сохранилось.

– Культура сегодня – это...
– По-моему, это то, что помогает человеку жить, созидать и позитивно воспринимать мир во всех его проявлениях.

– Вы любите дарить цветы женщинам?
– Да.

– Какой подарок из тех, что получили в последнее время, является для вас самым ценным?
– Любая книга. Какой бы ни была книга, в ней всегда есть доля мудрости, иронии, всего того, что расширяет горизонты.

– Если бы вы не занимались культурой, то где нашли себе применение?
– Учитель истории и обществоведения. Люблю преподавать, нравится работать со школьниками и студентами.

Далее в сюжете: «Возрождение Тобольска» – для возрождения России

Наступил Год культуры. Возможно, это подтолкнет нас  к тому, чтобы больше внимания уделять книгам, музыке, театру, быть добрее и вежливее друг с другом, а главное – утвердит в мысли, как важно учить этому подрастающее поколение.

Встреча с ректором Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, доктором исторических наук Игорем Шишкиным в ходе заседания клуба «От первого лица», которое состоялось в редакции газеты «Тюменская область сегодня», немного приоткрыла дверь в аудитории и концертные залы, где творят молодые.

Александр Скорбенко:
– Игорь Геннадьевич, как по-вашему, что послужило причиной для объявления 2014 года в России Годом культуры?

Игорь Шишкин:
– Так повелось по традиции демократической России, что каждый год имеет тематическую направленность: Год семьи, Год молодежи, Год истории... Год культуры можно расценить как очередное тематическое направление. Мне кажется, что для нашей области год, вернее, пятилетка культуры, началась еще  в 2008 году. Именно в то время правительство Тюменской области начало активно вкладывать средства в отрасль. В том числе в реставрацию, ремонт и укрепление материальной базы Тюменской академии культуры и искусств. Это позволило нам динамично развиваться, быть интересными абитуриенту, педагогам, профессиональному сообществу. Достаточно уверенно чувствуем себя в культурном пространстве в целом. У нас каждый год – это год культуры.

Маргарита Шаманенко:
– Какой вклад вносит само студенчество в культурную жизнь региона? Есть ли отдача?

Игорь Шишкин:
– В последние годы наблюдается активное участие преподавателей и студенчества в социально значимых культурных проектах – их академия реализует более двадцати. Это всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица», международный фестиваль дизайна и искусств, грандиозный проект «Встреча культур», который реализуем уже два года для школьной и студенческой молодежи, совместный проект с департаментом образования и науки Тюменской области «Мы ничего не знаем о войне» для младших и старших школьников. Это классический абонемент для жителей города «Встречи с академическим и оперным вокалом. Классика». Прошлый год  закончили грандиозной постановкой оперы для детей Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Очень сложная постановка, берутся немногие. Премьера прошла с большим успехом. Направляем теперь ее  в прокат, приглашаю. На все наши концерты вход свободный.

Галина Литвиненко, с. Ильинка, Казанский район:
– Глубинка задыхается без молодых специалистов. Какой процент выпускников академии едет на работу в муниципальные образования юга области?

Игорь Шишкин:
– У академии налажены тесные контакты с органами управления культурой областного и муниципального уровня. Часто бываем в муниципалитетах с концертами, мастер-классами, семинарами. Это позволяет, с одной стороны, оперативно выявлять талантливую молодежь и помогать ей развиваться. С другой стороны, показывать студентам возможности районных домов культуры, знакомить их  с потенциальными работодателями. Ведем переговоры с главами муниципалитетов, руководителями органов культуры районов, чтобы они  в рамках контрольных цифр приема организовали целевой набор – направляли на учебу выпускников музыкальных школ хотя бы из райцентра, с тем чтобы эти ребята вернулись домой. Не от всех муниципалитетов поступают такие предложения. В то же время не соглашусь с читательницей. Наших выпускников в муниципалитетах достаточно. Все творческие позиции в той или иной степени заняты нашими кадрами.

Людмила Ведерникова:
– Велика ли потребность в кадрах в сфере культуры и искусства в Тюменской области? Учреждений в регионе достаточно: четыре театра, филармония, три музейных комплекса, культурно-досуговый центр Ершова в Ишиме, сеть библиотек и домов культуры, центры прикладного творчества и ремесел, почти 50 музыкальных школ...

Игорь Шишкин:
– Вакансии творческой и художественной, рекреационной направленности открываются регулярно. Высокую потребность в кадрах отрасли подтверждает Тюменьстат, поэтому спрос на наших выпускников высокий. Примерно 85 процентов студентов находит работу уже на третьем-четвертом курсе. Проблемы трудоустройства для них нет.

Академия имеет огромный портфель заявок, которые не можем удовлетворить в полной мере. Со всеми учреждениями культуры для более полного взаимодействия, в том числе и по вопросам подготовки кадров, заключены договоры о сотрудничестве.

Дело в том, что вуз небольшой – в академии учится 2,5 тысячи студентов. Ежегодно принимаем 400 человек, выпускаем примерно 250. Получается, до финиша доходит чуть больше половины ребят. Группы малочисленны. На фортепиано в группу набираем трех человек, струнников – трех, народников – трех. Чтобы поступить в академию, необходимо иметь среднее профессиональное образование. Не каждый выпускник учреждения среднего профессионального образования, колледжа искусств или училища, проучась пять лет, а с музыкальной школой все десять, видит себя в дальнейшем на музыкальной стезе, не каждый готов связать свою судьбу с творчеством. По разным причинам. Кто-то меняет профессию. Многие уезжают пробовать себя в крупные города. Искусство – особый мир.

Светлана Хозяинова:
– Пять лет назад в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий перешли к многоуровневой системе образования. Оправдала ли себя эта сложная конструкция?

Игорь Шишкин:
– Сегодня академия представляет многоуровневый образовательный комплекс, объединяющий детскую школу искусств, колледж искусств, высшее звено – специалитет, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, послевузовское образование. Академия осуществляет подготовку по 56 направлениям и специальностям. Сейчас лицензируем специфический для образовательных учреждений культуры вид деятельности – ассистентуру-стажировку.

Придя в первый класс музыкальной школы в возрасте 5–6 лет, ребенок учится и заканчивает школу в зависимости от избранного направления. Затем поступает в учреждение среднего профессионального образования. Без него по целому ряду направлений мы принимать не можем. Там дети учатся еще четыре года. Потом поступают в учреждение высшего профессионального образования. Раньше в нем учились пять лет, сейчас четыре. Затем магистратура – два года. Потом ассистентура-стажировка. Получается, подготовка специалиста длится 16–17 лет.

Образовательный комплекс очень важен, интересен и удобен, потому что выпускники одного уровня переходят на следующий. Обеспечиваем и контингент, и преемственность подготовки, применяя интегрированные программы. За выпускником остается право после окончания колледжа поступить не только в нашу академию, но  и в другие образовательные учреждения культуры.

По этой образовательной модели работают в Тюменском нефтегазовом университете и в Тобольской педагогической академии. Министерство культуры РФ  в программе развития образовательных учреждений в области культуры признало этот путь приоритетным и ставит задачу до 2018 года создать в стране 24 таких многоуровневых комплекса. Уже можем давать рекомендации, что  и делаем.

Людмила Ведерникова:
– Для того чтобы люди, мечтающие посвятить свою жизнь искусству, не перегорали, не проще ли сократить срок обучения?

Игорь Шишкин:
– Есть образовательный стандарт. Он разработан не просто так, а отработан десятилетиями. Есть традиция и опыт наблюдений многих поколений.

Маргарита Шаманенко:
– Есть ли возрастные ограничения при поступлении?

Игорь Шишкин:
– Согласно федеральным правилам приема возрастного ценза нет.

Людмила Ведерникова:
– Какими достижениями студентов вы особенно гордитесь?

Игорь Шишкин:
– Гордимся всеми нашими студентами и всеми их достижениями, как в творчестве, так и в других сферах. Достижений много. Назову лишь некоторые, характеризующие 2013 год. Студент Александр Шипицин стал лауреатом конкурса «Гордость Тюменской области» в номинации «Культура». Наш выпускник и аспирант Владислав Татаринцев избран председателем общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе. Учащиеся детской школы искусств Илья Каргин и Олег Сапегин стали лауреатами конкурса «Молодые дарования России». Впервые за 12 лет проведения молодежных Дельфийских игр  в номинации «Народные инструменты» представитель Тюменской области завоевал золотую медаль. Это наша студентка-домристка Анастасия Соколова. Очень рады, что студенты не тратят время зря, пребывая в стенах академии, а совершенствуются, растут и активно интегрируются в культурное пространство. Например, танцевальный ансамбль кафедры спортивной хореографии участвует в церемонии закрытия Олимпийских игр. Трое из десяти учащихся музыкальных школ Тюменской области, отобранных для участия в культурных мероприятиях Олимпиады, – из нашей детской школы искусств.

Алевтина Бояркина, г. Тюмень:
– О том, что в Тюмени появятся симфонический оркестр и оперный театр, разговоры идут на протяжении многих лет. Готова ли академия культуры, искусств и социальных технологий обеспечить эти коллективы специалистами?

Игорь Шишкин:
– В учебном заведении реализуются все направления музыкальной исполнительской подготовки, необходимые для создания симфонического оркестра. Год назад в стенах академии воссоздали полноценный эстрадно-симфонический оркестр, и он уже дал несколько больших концертов для широкой публики. Думаю, через год-полтора он может стать базой для симфонического оркестра Тюмени. Если филармония примет активное участие в работе, процесс ускорится.

Лидия Бобаченко:
– Как на репутации вуза отразился инцидент со списком неэффективных вузов, составленным Министерством образования РФ  в 2012 году? Несмотря на то, что доброе имя вуза реабилитировано, это совпало с периодом поступления абитуриентов.

Игорь Шишкин:
– Министерство образования РФ выставило критерии, одинаковые для всех вузов: и аграрного, и технического, и педагогического, и культуры. Не учитывалась их специфика. Мы добились того, что наши поправки к критериям оценки деятельности вузов были учтены, и сейчас три пункта из пяти звучат в нашей формулировке. Это, кстати, могу отнести к достижениям вуза. Прошел год. Время расставило все по местам. По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования за 2012 год Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий признана эффективной. Данная оценка является результатом кропотливой работы всего коллектива вуза и отражает значимость той роли, которую академия сегодня играет в образовательном и культурном пространстве Тюменской области. У нас все стабильно. Объемные, качественные и творческие показатели выше порогового минимума.

Маргарита Шаманенко:
– В академии обучаются люди творческие, с тонкой душевной организацией. Легко ли ими руководить? Как решаете сложные ситуации?

Игорь Шишкин:
– Образование получают разные люди, в том числе уверенные в себе. Процесс обучения имеет специфику: это концертные и выездные практики, показы, участие в конкурсах, фестивалях. Достаточно гибко выстраиваем образовательный, творческий процесс, понимаем, что порой важнее принять участие в конкурсе, нежели отсидеть на теоретической лекции. Стараемся, чтобы студентам было комфортно, чтобы они чувствовали себя нужными, востребованными личностями, начинающими творцами. Снобизм, гордыню стараемся нейтрализовать. Говорим, что «звездность» и успехи будут тогда, когда студенты закончат учреждение, когда будут приносить славу и себе, и академии, и Тюмени. А пока – учеба.

Сергей Исаев:
– В рок-фестивале «Катись, квадрат!» участвует немало тюменских рок-групп. На рок-музыкантов у вас обучают? Или удел этих творцов – самообразование?

Игорь Шишкин:
– В стандарте такого направления нет. Но во внеучебное время студентам никто не запрещает заниматься рок-музыкой. Более того, академия их поощряет. У нас есть несколько коллективов, работающих в этом направлении.

Людмила Ведерникова:
– Занимаются ли  в творческом вузе научными разработками?

Игорь Шишкин:
– Научные разработки ведутся. Но соотношение творческих проектов и научных разработок – 95 к 5. У нас классные специалисты, которые могут быть интегрированы (так и происходит) в экспертное сообщество. Например, музееведы – в организацию экспозиций и музейных выставок, оценку исторических памятников. Другие могут стать музыкальными журналистами и критиками, экспертами по оценке творческого репертуара исполнителей. Наша археологическая экспедиция во время традиционных раскопок на Андреевском озере летом 2013 года совершила открытие: обнаружила клад серебра XII века – огромный котел с серебряными гривнами, булгарскими и халифскими монетами и тому подобным. Сейчас идет стадия осмысления, описания, связи с научными центрами, атрибутация. В прошлом году выполнили задание комитета по охране памятников – дали экспертную оценку некоторым природным ландшафтам, имеющим архитектурное значение для последующих разработок.

Сергей Исаев:
– Используются ли инновационные технологии в образовании, научной деятельности?

Игорь Шишкин:
– Большая часть нашей деятельности достаточно консервативна. Мы должны научить человека хорошо заниматься тем ремеслом, которым он желает овладеть: грубо говоря, петь, танцевать, рисовать, устраивать экспозиции, дизайнерские проекты. Здесь инновации как таковые, может быть, и не нужны – необходимы усидчивость, упорство, невероятный труд. У музыкантов учеба длится с 8 до 20 часов, потому что нужно наигрывать репертуар, нарабатывать технику.

Но на других направлениях подготовки – культурология, конфликтология, менеджмент, туризм, гостиничное дело – инновационные технологии применяются: информационные, кейсовые, погружение в среду, межкультурные коммуникации, углубленная языковая подготовка...

Светлана Хозяинова:
– Что  в итоге наиболее ценного выносит выпускник? Готов ли он работать по-современному?

Игорь Шишкин:
– Во-первых, профессионализм. Во-вторых, конкурентоспособность на рынке. И в-третьих, способность к саморазвитию.

Владимир Полищук:
– Что можно сказать о вузовской библиотеке? Много ли читают студенты?

Игорь Шишкин:
– Академия обладает хорошей по некоторым параметрам (например, фонд нотной литературы), уникальной по тюменским меркам научной библиотекой.

В ней работают высококлассные профессионалы, заботящиеся не только о комплектации книжного фонда, но и о популяризации литературного наследия, внедрении современных технологий (электронный каталог, электронные книги и т.д.). Фонд большой для такого небольшого вуза – 170 тысяч единиц хранения, полное обеспечение образовательного процесса. Библиотека старается быть современной. Мы имеем доступ к крупным сетевым библиотечным ресурсам. Выписываем редкие периодические издания по дизайну, изобразительному искусству. Читают все. Помимо учебной литературы берут детективы, фэнтези, женские романы. А интерес к русской классической литературе должен прививаться в школе.

Александр Скорбенко:
– Скажите, каков вклад Тюменской академии в российское и мировое культурное пространство?

Игорь Шишкин:
– Академия культуры – очень молодой вуз: нам всего 22 года. Это для учреждения по меркам истории даже не юность, а младенчество. Два десятилетия ушло только на то, чтобы сформировать школы, научные направления, кадры, профессуру. Говорить о выпускниках, которые олицетворяли бы какое-то направление в мировом искусстве, пока рано. Это задачи, которые сегодня стоят перед преподавательским коллективом, перед академией в целом. Думаю, о вкладе в мировую культуру будет уместно говорить лет через двадцать. Да  и хотелось бы, чтобы об этом говорили люди со стороны, внешние эксперты, а не сотрудники.

Лидия Бобаченко:
– Что, по-вашему, нужно делать, чтобы считаться культурным человеком? Каким должен быть багаж знаний?

Игорь Шишкин:
– Это один из вечных вопросов: «Что делать?» Полагаю, каждый работник системы образования в отрасли культуры должен качественно делать свое дело с пониманием того, зачем он это делает и для чего.

Сегодня приходится работать с той генерацией, которая пришла в 1990-е годы, на разломе двух эпох, двух стран.

С людьми, потерявшими ценностные и морально-нравственные ориентиры. Время было такое. В детском саду, в школе, в дворовом социуме, в целом в обществе атмосфера была другая. На сегодняшний день эта генерация уже сформировалась. Теперь мы должны с детского сада, с начальной школы взращивать новую, совершенно иную генерацию детей.

Анна Бейдель, с. Кулаково, Тюменский район:
– Игорь Геннадьевич, к вам обращается председатель инициативной группы по сохранению объекта культурного наследия «Школа-усадьба Николая Чукмалдина» в старинном селе Кулаково. За восемь лет мы провели огромную работу: прекращено начатое хозяйственное освоение парка, объект зарегистрирован в качестве выявленного объекта культурного наследия. Институтом «Сибспецпроектреставрация» (г. Томск) за счет областного бюджета разработан проект реставрационных работ. Однако начать их не представляется возможным по причине того, что здание школы, парк и пруд, составляющие единый комплекс, принадлежат разным собственникам. Оказалось, что решить этот вопрос не так-то просто, требуется активное содействие многих структур. Одна из важнейших задач – реализация проекта реставрации, который находится в администрации Тюменского района, а второй экземпляр – в комитете по охране и использованию объектов культурного наследия Тюменской области. Необходимо срочное ограждение всей территории школы-усадьбы и проведение охранных мероприятий. Очень надеюсь на ваше содействие.

Игорь Шишкин:
– Наши специалисты могут выехать к вам и провести экспертизу исторического наследия как памятника. Кроме того, академия может обратиться к главе администрации муниципалитета с ходатайством о решении проблемы. Давайте встретимся и обсудим этот вопрос.

Маргарита Шаманенко:
– Объем знаний еще не делает человека добрым, порядочным, культурным. Гуляя по Тюмени, которая хорошеет, нередко слышишь нецензурные выражения. Установлены какие-то рамки в стенах академии? Там не выражаются грубо, не курят?

Игорь Шишкин:
– Это комплексная проблема. Что такое мат? Это реакция на какую-то ситуацию. Явление удастся изжить только тогда, когда не будет поводов для этого. Когда будут прекрасные социальные, экономические условия. Что касается деятелей культуры, которые работают на публике, мат – это абсолютно недопустимо. В академии явного мата не слышно. У нас есть служба реагирования, кураторы, отдел по внеучебной работе. Обращений по поводу мата не было. Все-таки публика у нас достаточно воспитанная.

Людмила Ведерникова:
– Как  в академии отмечают Татьянин день? Есть ли свои традиции проведения студенческого праздника?

Игорь Шишкин:
– Татьянин день – это одна из вновь культивируемых в демократической России традиций, которые были прерваны после революции. Но возникло много новых проявлений студенческой активности и причастности к студенческому братству: фестиваль «Студенческая весна», конкурс «Дебют первокурсника», совместные мероприятия и т.д. На нескольких кафедрах 25 января проходят студенческие капустники. Большой концерт в этом году посвящен 35-летию педагогической и творческой деятельности одного из преподавателей – Татьяны Шевелевой.

Александр Скорбенко:
– Журналисты призваны вносить особенный, значимый вклад в культуру. В частности, журналисты газеты «Тюменская область сегодня» – люди, глубоко заинтересованные в развитии культуры, в рассказе о том, чем занимается сегодня элита сферы культуры региона. В чем могли бы помочь вам журналисты?

Игорь Шишкин:
– Газета делает очень многое. Ваши рубрики и материалы удовлетворяют вкусам самого искушенного читателя. Спасибо огромное! Хочу пожелать удач на этом поприще и со своей стороны предлагаю обсудить на страницах газеты две дискуссионные темы, которые считаю очень интересными: «Новые школьные учебники по истории» и «Тобольская губерния в годы Первой мировой войны – совершенно невероятные зигзаги исторического процесса».

Блиц-опрос


– Знаменитый художник Шишкин не ваш родственник?
– Нет, я даже не рисую. Каждый должен заниматься своим делом.

– Какое из искусств вам ближе: живопись, вокал?
– Поэзия.

– Посещение концертов для вас работа или удовольствие?
– И работа, и удовольствие.

– С кем из звезд мирового искусства вы хотели бы пообщаться?
– Такой потребности у меня нет.

– Что делать, когда нечего делать?
– Спать.

– Хотели бы полететь на Марс или Венеру?
– Нет.

– А если бы все-таки полетели в космос, какую музыку с собой взяли?
– Вальсы Штрауса.

– Ваше хобби?
– Встречи и общение с друзьями.

У вас есть домашние животные?
– Аквариумные рыбы, кот, две собаки. Хозяйство достаточно большое и хлопотное.

Дача имеется?
– Есть, очень люблю заниматься садоводством.

Готовить любите?
– Люблю и умею. Но времени нет.

– Самое яркое воспоминание о студенческих годах?
– То, что  я встретил педагогов, которые многому меня научили. Это светлая полоса в моей жизни, длиною в пять лет.

– Кому вы благодарны больше всего в жизни?
– Родителям.

– Самая большая ценность в жизни?
– Жизнь.

– Счастье – это...
– Когда спешишь делать добро, и это у тебя получается.

– Каким писателям и поэтам отдаете предпочтение?
– Нравится творчество представителей золотого века поэзии. Пушкин – мастер слова, Лермонтов – глубокий философ. Из прозаиков – Чехов, Зощенко, Аверченко.

– Был театр, потом появилось кино, телевидение. Сейчас есть YouTube. А что будет дальше?
– Трудно сказать. Я за то, чтобы все вышеперечисленное сохранилось.

– Культура сегодня – это...
– По-моему, это то, что помогает человеку жить, созидать и позитивно воспринимать мир во всех его проявлениях.

– Вы любите дарить цветы женщинам?
– Да.

– Какой подарок из тех, что получили в последнее время, является для вас самым ценным?
– Любая книга. Какой бы ни была книга, в ней всегда есть доля мудрости, иронии, всего того, что расширяет горизонты.

– Если бы вы не занимались культурой, то где нашли себе применение?
– Учитель истории и обществоведения. Люблю преподавать, нравится работать со школьниками и студентами.



Ранее в сюжете

Заседание клуба «От первого лица» с директором института госслужбы и управления персоналом РАН хозяйства и государственной службы Александром Турчиновым

21

Настоящий профессионал всегда востребован

20

Более 50 молодых людей пройдут реабилитацию в рамках программы «Ступени»

20 апреля

В Тюмени 20 апреля прогнозируют жару

20 апреля