Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Паровоз на вечной стоянке

Общество, 00:48, 03 августа 2013,
Слушать новость
Паровоз на вечной стоянке. .

4 августа – День железнодорожника


В один из летних погожих дней увидел экскурсию школьников, примерно 6–8 классов, стоящих полукольцом около паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца «Железнодорожник» в Тюмени. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к гиду:
– Виктор Петрович, скажите, зачем ставят памятники давно уже устаревшей технике – танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде?

– Скорее всего, да, – ответил педагог…

Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работниками локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких паровозах днем и ночью, в жару и стужу вели воинские эшелоны на запад, к фронту. Это значит, что паровозные бригады и другие звенья

Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом...

«Феликс Дзержинский» – фронтовик

Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, паровоз-фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он в тюменском депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляции, весь покрытый грязью и ржавчиной. Словом, «инвалид войны», не раз побывавший под бомбежками и артобстрелами.

Деповские слесари-ремонтники быстрехонько поставили «на ноги», ввели в строй «новичка»-фронтовика: залатали раны, починили котел.

В первую поездку до ст. Вагай отправился на нем машинист А.И. Козлов. Вернулся, а паровозники-машинисты сразу к нему: что да как, каков в работе новичок?

Козлов показал им большой палец поднятой руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава три с половиной тысячи тонн для этого трудяги далеко не предел!»

Комсомольская бригада Михаила Ковязина

В начале 1942 года в депо организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные паровозы все чаще и чаще начали поступать на Тюменское отделение. Для «первенца»-фронтовика № 3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Михаил с молодыми помощниками на «Феликсе Дзержинском» водил грузовые поезда всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу машинист Ковязин и его товарищи не единожды были отмечены наградами, денежными премиями как руководством управления Свердловской дороги, так и Тюменского отделения, и администрацией депо.

Досконально изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирский машинист-новатор, мастер вождения сдвоенных тяжеловесных составов), молодежная бригада Ковязина быстро переняла его опыт. Тюменские комсомольцы с успехом стали управлять тяжеловесниками (весом 5 100 тонн), в 2,5 раза превышающими норму нагрузки на локомотив этой серии. После и другие машинисты депо, последовав примеру Михаила Ковязина, освоили вождение тяжеловесов.

На память потомкам

Летом 1959 года на Тюменском отделении железной дороги закончился век паровозной гари и копоти. В депо на смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровозы, приняв «отставку», ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и «первенца»-фронтовика и, казалось бы, навсегда.

В 1987 году близилась круглая дата – 100-летие основания депо. Кто-то из машинистов-ветеранов ФД-3031, предложил разыскать его в запасе и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда и коих уже мало осталось в живых.

Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой был «отозван из отставки» и появился в Тюмени. Самое активное участие в этом хлопотном деле принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.

Как приводили «трудягу» в опрятный, первозданный вид, а главное, ставили туда, где паровоз находится и по сей день, рассказывать не буду. Скажу только: согласование с городскими властями, с чиновниками областного ГАИ (надо было как минимум на сутки перекрыть улицу Первомайскую) длилось дольше, нежели розыск самого паровоза вместе с доставкой его в Тюмень.

Как бы там ни было, а ФД-3031 – это уже история. Давно ушел из жизни Михаил Николаевич Ковязин. Но паровоз-памятник еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились в годы войны и после ее окончания.

4 августа – День железнодорожника


В один из летних погожих дней увидел экскурсию школьников, примерно 6–8 классов, стоящих полукольцом около паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца «Железнодорожник» в Тюмени. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к гиду:
– Виктор Петрович, скажите, зачем ставят памятники давно уже устаревшей технике – танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде?

– Скорее всего, да, – ответил педагог…

Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работниками локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких паровозах днем и ночью, в жару и стужу вели воинские эшелоны на запад, к фронту. Это значит, что паровозные бригады и другие звенья

Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом...

«Феликс Дзержинский» – фронтовик

Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, паровоз-фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он в тюменском депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляции, весь покрытый грязью и ржавчиной. Словом, «инвалид войны», не раз побывавший под бомбежками и артобстрелами.

Деповские слесари-ремонтники быстрехонько поставили «на ноги», ввели в строй «новичка»-фронтовика: залатали раны, починили котел.

В первую поездку до ст. Вагай отправился на нем машинист А.И. Козлов. Вернулся, а паровозники-машинисты сразу к нему: что да как, каков в работе новичок?

Козлов показал им большой палец поднятой руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава три с половиной тысячи тонн для этого трудяги далеко не предел!»

Комсомольская бригада Михаила Ковязина

В начале 1942 года в депо организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные паровозы все чаще и чаще начали поступать на Тюменское отделение. Для «первенца»-фронтовика № 3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Михаил с молодыми помощниками на «Феликсе Дзержинском» водил грузовые поезда всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу машинист Ковязин и его товарищи не единожды были отмечены наградами, денежными премиями как руководством управления Свердловской дороги, так и Тюменского отделения, и администрацией депо.

Досконально изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирский машинист-новатор, мастер вождения сдвоенных тяжеловесных составов), молодежная бригада Ковязина быстро переняла его опыт. Тюменские комсомольцы с успехом стали управлять тяжеловесниками (весом 5 100 тонн), в 2,5 раза превышающими норму нагрузки на локомотив этой серии. После и другие машинисты депо, последовав примеру Михаила Ковязина, освоили вождение тяжеловесов.

На память потомкам

Летом 1959 года на Тюменском отделении железной дороги закончился век паровозной гари и копоти. В депо на смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровозы, приняв «отставку», ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и «первенца»-фронтовика и, казалось бы, навсегда.

В 1987 году близилась круглая дата – 100-летие основания депо. Кто-то из машинистов-ветеранов ФД-3031, предложил разыскать его в запасе и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда и коих уже мало осталось в живых.

Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой был «отозван из отставки» и появился в Тюмени. Самое активное участие в этом хлопотном деле принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.

Как приводили «трудягу» в опрятный, первозданный вид, а главное, ставили туда, где паровоз находится и по сей день, рассказывать не буду. Скажу только: согласование с городскими властями, с чиновниками областного ГАИ (надо было как минимум на сутки перекрыть улицу Первомайскую) длилось дольше, нежели розыск самого паровоза вместе с доставкой его в Тюмень.

Как бы там ни было, а ФД-3031 – это уже история. Давно ушел из жизни Михаил Николаевич Ковязин. Но паровоз-памятник еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились в годы войны и после ее окончания.



В России с 1 апреля начнется весенний призыв на военную службу

29 марта

В Тюмени потеплеет до +17 градусов

29 марта