Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Абалакская икона ждет

Общество, 00:11, 30 апреля 2013,
Слушать новость
Абалакская икона ждет. .

На крутом берегу своенравного землероя-Иртыша взметнулся ввысь белоснежный Абалакский Знаменский мужской монастырь. Когда-то здесь находилась особо почитаемая сибирская святыня – икона Абалакской Божией Матери «Знамение», написанная в 1637 году протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Она  и вызвала в небольшом селе появление крупного религиозного центра, воплотившего чудотворную икону в камне.

Уникальный историко-архитектурный комплекс в стиле барокко сформировался в XVIII веке. В него входят Знаменский собор с широким восьмигранным куполом, невысокая изящная Никольская церковь и монументальная столпообразная ярусная церковь Марии Египетской с восьмериком колокольни. Драматические события начала ХХ века черным вихрем пронеслись над страной, разметали-рассеяли веками накоп-ленные сокровища – и духовные, и зримые воочию. Исчезла и Абалакская икона, поиски которой продолжаются до сих пор. Икона написана на доске длиной 1 аршин 5 вершков, шириной 1 аршин 2 вершка (аршин равен 71,1 см, вершок равен 4,44 см). В Абалакском монастыре находится чудотворный список, именуемый «Наместница».

Вернется ли первообраз в родную обитель? Об этом наш разговор с известным тюменским писателем, историком, краеведом, полковником ФСБ  в отставке Александром Петрушиным.

– Поиски сибирской святыни, в которых вы принимаете активное участие, продолжаются. Александр Антонович, вы опровергли так называемый австралийский след. Почему?

– Версия о том, что Абалакская икона находится в Австралии, говорит о том, что ее последователи недостаточно знакомы с историей гражданской войны в Сибири. Гипотеза гласит, что  в 1918 году некий священник Мефодий вывез икону на Дальний Восток, а потом она якобы оказалась в одном из православных храмов Сиднея в Австралии. Дело в том, что  в тот период не было никакой необходимости вывозить ее на восток.

Напомню основные события революции и гражданской войны в нашем крае. Советскую власть в Тобольске установили 9 апреля 1918 года, председателем исполкома советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избрали Павла Хохрякова – бывшего балтийского моряка, кочегара линкора, который фактически узурпировал власть в городе. Добавлю, что  в 24 года он уже был заместителем председателя Екатеринбургской ЧК.

Хохряков прибыл в Тобольск под легендой «жениха» профсоюзной активистки Татьяны Наумовой, родители которой там жили. Настоящая цель поездки заключалась в выяснении обстоятельств пребывания в городе царя Николая II и его семьи.

Как известно, царскую семью вывезли в Екатеринбург в два этапа. Вначале это сделал особо уполномоченный ВЦИК Василий Яковлев, он же Мячин, он же уральский боевик по кличке Антон – личность таинственная, до настоящего времени не разгаданная. Оставшихся членов царской семьи в дом Ипатьева доставил Хохряков. Это произошло 23 мая, а через 2 дня  в Сибири восстал чехословацкий корпус военнопленных и в нашем крае началась гражданская война.

В начале июня большевики оставили Омск и на флотилии речных судов отбыли в сторону Тобольска и Тюмени. Тобольск они покинули 11 июня 1918 года, на следующий день там была установлена власть Временного Сибирского правительства.

– Где находилась Абалакская икона в тот период?

– Все это время она пребывала в Абалакском Знаменском мужском монастыре. Дальше события развивались следующим образом. Диктатура Колчака была установлена в ноябре 1918 года, но  в 1919 году его армии пришлось отступать на восток. Тобольск красные брали дважды – сначала в сентябре и окончательно в октябре того же года.

Проводилась эвакуация, в том числе церковных ценностей, к поиску которых имею непосредственное отношение. Они затеряны где-то на пространствах Среднего Приобья и Приполярного Урала. Например, вывезли вызолоченную серебряную раку в 16 пудов из-под мощей святителя Иоанна Тобольского. Его мощи тайно закопал под кафедральным собором епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), к которому перешло управление епархией. Именно он знал все обстоятельства сокрытия церковных ценностей и самой иконы Абалакской Божией Матери, я в этом убежден.

– Что движет вами?

– Исторические, духовные интересы, хотя стараюсь избегать высоких слов и являюсь реалистом. Среди сокрытых сокровищ – ордена из драгоценных металлов, учрежденные Временным Сибирским правительством. Они остались не врученными из-за переворота, который привел к власти Александра Колчака. Мечтаю вернуть их тюменским музеям.

– А как же икона?

– В феврале 1921 года наш край охватило Западно-Сибирское крестьянское восстание. В ночь на 21 февраля красные тайно оставили Тобольск и ушли в сторону Омска. Бывший губернский центр оказался в руках повстанцев. Сохранились газеты того времени под названием «Голос народной армии». В 1991 году управление КГБ СССР по Тюменской области передало на государственное хранение два комплекта этих газет. Газета выходила в повстанческом Тобольске с конца февраля по 8 апреля, до дня, когда красные вновь установили в городе советскую власть. Тобольск – уникальный город: за пять лет там десять раз сменилась власть. Еще одним городом, где так же часто менялась власть, является Одесса.

Когда руководитель проф-союзов Алексей Коряков (вот кому надо поставить в Тобольске памятник или установить мемориальную доску) взял инициативу в свои руки, был создан временный городской комитет, который помог избежать хаоса, разграбления, смуты. В Тобольске провели первые демократические выборы, которые привели к власти крестьянский городской совет. «Голос народной армии» пишет, что  в конце февраля открылось первое организационное собрание в бывшем здании драматического театра, которое потом сгорело. До сих пор помню публикацию: «Оркестр грянул «Марсельезу»... Как символ справедливости и милосердия в зал внесли икону Абалакской Божией Матери».

Подведем итог: в конце февраля 1921 года икона находилась в Тобольске. Таким образом, австралийская версия оказалась несостоятельной. В этом году в Сиднее побывал главный редактор газеты «Тобольская правда» Тимур Волков. Он по моей информации нашел храм, встретился с его настоятелем, который на основании документов доказал, что икона является списком, подаренным храму дочерью генерала Дитерихса.

– Значит, первообраз не покидал Тобольска?

– Повстанцы 8 апреля ушли на север. Иринарх остался в городе, его резиденция находилась в Знаменском монастыре – древнейшем в Сибири. Уникальное каменное сооружение построено в XVII веке. Это значит, что оно возводилось по схемам средневековых монастырей, с потайными комнатами, подземными ходами, винтовыми лестницами и тайниками, где можно было хранить церковные ценности и все то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.

До того как началось разграбление православных храмов и монастырей, а также храмов других конфессий, Иринарха Синеокова осудили на десять лет, потом освободили по амнистии в связи со смертью Ленина. Затем его снова осудили. Одно из дел, когда его привлекали в период 1932–1933 гг., представляет пять огромных томов. Внимательно просмотрел их  и выцедил все, что относилось к царским сокровищам, которые охранял епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. В деле есть упоминание и об Абалакской иконе.

Иринарх сгинул в заключении, а икона и ее драгоценный оклад остались в тайниках Знаменского монастыря.

– Неужели до этого времени нельзя было обследовать здание?

– В настоящее время оно разрушено, разграблено и нуждается в реставрации. Помещение долгое время использовали в хозяйственных целях, одно время в нем находился ликероводочный завод.

Уверен, Абалакская икона откроется в том случае, если восстановим это уникальное здание Тобольска. В подобных случаях действуют некие духовные, таинственные законы. Подчеркиваю: обретем икону, когда православные люди, в том числе журналисты, возьмутся за его возрождение. Абалак восстановили, реставрация Иоанно-Введенского монастыря практически завершена, очередь – за Знаменским монастырем. Абалакская икона Божией Матери ждет.

На крутом берегу своенравного землероя-Иртыша взметнулся ввысь белоснежный Абалакский Знаменский мужской монастырь. Когда-то здесь находилась особо почитаемая сибирская святыня – икона Абалакской Божией Матери «Знамение», написанная в 1637 году протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Она  и вызвала в небольшом селе появление крупного религиозного центра, воплотившего чудотворную икону в камне.

Уникальный историко-архитектурный комплекс в стиле барокко сформировался в XVIII веке. В него входят Знаменский собор с широким восьмигранным куполом, невысокая изящная Никольская церковь и монументальная столпообразная ярусная церковь Марии Египетской с восьмериком колокольни. Драматические события начала ХХ века черным вихрем пронеслись над страной, разметали-рассеяли веками накоп-ленные сокровища – и духовные, и зримые воочию. Исчезла и Абалакская икона, поиски которой продолжаются до сих пор. Икона написана на доске длиной 1 аршин 5 вершков, шириной 1 аршин 2 вершка (аршин равен 71,1 см, вершок равен 4,44 см). В Абалакском монастыре находится чудотворный список, именуемый «Наместница».

Вернется ли первообраз в родную обитель? Об этом наш разговор с известным тюменским писателем, историком, краеведом, полковником ФСБ  в отставке Александром Петрушиным.

– Поиски сибирской святыни, в которых вы принимаете активное участие, продолжаются. Александр Антонович, вы опровергли так называемый австралийский след. Почему?

– Версия о том, что Абалакская икона находится в Австралии, говорит о том, что ее последователи недостаточно знакомы с историей гражданской войны в Сибири. Гипотеза гласит, что  в 1918 году некий священник Мефодий вывез икону на Дальний Восток, а потом она якобы оказалась в одном из православных храмов Сиднея в Австралии. Дело в том, что  в тот период не было никакой необходимости вывозить ее на восток.

Напомню основные события революции и гражданской войны в нашем крае. Советскую власть в Тобольске установили 9 апреля 1918 года, председателем исполкома советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избрали Павла Хохрякова – бывшего балтийского моряка, кочегара линкора, который фактически узурпировал власть в городе. Добавлю, что  в 24 года он уже был заместителем председателя Екатеринбургской ЧК.

Хохряков прибыл в Тобольск под легендой «жениха» профсоюзной активистки Татьяны Наумовой, родители которой там жили. Настоящая цель поездки заключалась в выяснении обстоятельств пребывания в городе царя Николая II и его семьи.

Как известно, царскую семью вывезли в Екатеринбург в два этапа. Вначале это сделал особо уполномоченный ВЦИК Василий Яковлев, он же Мячин, он же уральский боевик по кличке Антон – личность таинственная, до настоящего времени не разгаданная. Оставшихся членов царской семьи в дом Ипатьева доставил Хохряков. Это произошло 23 мая, а через 2 дня  в Сибири восстал чехословацкий корпус военнопленных и в нашем крае началась гражданская война.

В начале июня большевики оставили Омск и на флотилии речных судов отбыли в сторону Тобольска и Тюмени. Тобольск они покинули 11 июня 1918 года, на следующий день там была установлена власть Временного Сибирского правительства.

– Где находилась Абалакская икона в тот период?

– Все это время она пребывала в Абалакском Знаменском мужском монастыре. Дальше события развивались следующим образом. Диктатура Колчака была установлена в ноябре 1918 года, но  в 1919 году его армии пришлось отступать на восток. Тобольск красные брали дважды – сначала в сентябре и окончательно в октябре того же года.

Проводилась эвакуация, в том числе церковных ценностей, к поиску которых имею непосредственное отношение. Они затеряны где-то на пространствах Среднего Приобья и Приполярного Урала. Например, вывезли вызолоченную серебряную раку в 16 пудов из-под мощей святителя Иоанна Тобольского. Его мощи тайно закопал под кафедральным собором епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), к которому перешло управление епархией. Именно он знал все обстоятельства сокрытия церковных ценностей и самой иконы Абалакской Божией Матери, я в этом убежден.

– Что движет вами?

– Исторические, духовные интересы, хотя стараюсь избегать высоких слов и являюсь реалистом. Среди сокрытых сокровищ – ордена из драгоценных металлов, учрежденные Временным Сибирским правительством. Они остались не врученными из-за переворота, который привел к власти Александра Колчака. Мечтаю вернуть их тюменским музеям.

– А как же икона?

– В феврале 1921 года наш край охватило Западно-Сибирское крестьянское восстание. В ночь на 21 февраля красные тайно оставили Тобольск и ушли в сторону Омска. Бывший губернский центр оказался в руках повстанцев. Сохранились газеты того времени под названием «Голос народной армии». В 1991 году управление КГБ СССР по Тюменской области передало на государственное хранение два комплекта этих газет. Газета выходила в повстанческом Тобольске с конца февраля по 8 апреля, до дня, когда красные вновь установили в городе советскую власть. Тобольск – уникальный город: за пять лет там десять раз сменилась власть. Еще одним городом, где так же часто менялась власть, является Одесса.

Когда руководитель проф-союзов Алексей Коряков (вот кому надо поставить в Тобольске памятник или установить мемориальную доску) взял инициативу в свои руки, был создан временный городской комитет, который помог избежать хаоса, разграбления, смуты. В Тобольске провели первые демократические выборы, которые привели к власти крестьянский городской совет. «Голос народной армии» пишет, что  в конце февраля открылось первое организационное собрание в бывшем здании драматического театра, которое потом сгорело. До сих пор помню публикацию: «Оркестр грянул «Марсельезу»... Как символ справедливости и милосердия в зал внесли икону Абалакской Божией Матери».

Подведем итог: в конце февраля 1921 года икона находилась в Тобольске. Таким образом, австралийская версия оказалась несостоятельной. В этом году в Сиднее побывал главный редактор газеты «Тобольская правда» Тимур Волков. Он по моей информации нашел храм, встретился с его настоятелем, который на основании документов доказал, что икона является списком, подаренным храму дочерью генерала Дитерихса.

– Значит, первообраз не покидал Тобольска?

– Повстанцы 8 апреля ушли на север. Иринарх остался в городе, его резиденция находилась в Знаменском монастыре – древнейшем в Сибири. Уникальное каменное сооружение построено в XVII веке. Это значит, что оно возводилось по схемам средневековых монастырей, с потайными комнатами, подземными ходами, винтовыми лестницами и тайниками, где можно было хранить церковные ценности и все то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.

До того как началось разграбление православных храмов и монастырей, а также храмов других конфессий, Иринарха Синеокова осудили на десять лет, потом освободили по амнистии в связи со смертью Ленина. Затем его снова осудили. Одно из дел, когда его привлекали в период 1932–1933 гг., представляет пять огромных томов. Внимательно просмотрел их  и выцедил все, что относилось к царским сокровищам, которые охранял епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. В деле есть упоминание и об Абалакской иконе.

Иринарх сгинул в заключении, а икона и ее драгоценный оклад остались в тайниках Знаменского монастыря.

– Неужели до этого времени нельзя было обследовать здание?

– В настоящее время оно разрушено, разграблено и нуждается в реставрации. Помещение долгое время использовали в хозяйственных целях, одно время в нем находился ликероводочный завод.

Уверен, Абалакская икона откроется в том случае, если восстановим это уникальное здание Тобольска. В подобных случаях действуют некие духовные, таинственные законы. Подчеркиваю: обретем икону, когда православные люди, в том числе журналисты, возьмутся за его возрождение. Абалак восстановили, реставрация Иоанно-Введенского монастыря практически завершена, очередь – за Знаменским монастырем. Абалакская икона Божией Матери ждет.



Сотрудники МЧС заблаговременно эвакуируют жителей населенных пунктов Тюменской области

01 мая

В Тюмени планируют открыть детскую спортивную секцию по пейнтболу

01 мая