Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

И фабрика услуг, и объединяющая платформа

Слушать новость
И фабрика услуг, и объединяющая платформа . .

Местное самоуправление станет платформой для консолидации жителей, но при этом не утратит функции «фабрики услуг». Такой прогноз на двенадцатых Губернаторских чтениях, состоявшихся во вторник в Тюменской областной научной библиотеке, сделал президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт.

Связь между жителями и властью


В начале выступления докладчик высказал мнение по поводу местного самоуправления в России. Он считает, что  в нашей стране отсутствует какая-либо ясная стратегия и политика в отношении местного самоуправления как со стороны государства, так  и в профессиональном сообществе, и в обществе в широком смысле. В то же время представители государства превращают местное самоуправление в продолжение государственной власти на местах, отметил он. Центральное место в этом вопросе занимает оценка роли и места жителей. Они, с одной стороны, являются потребителями услуг, контролерами качества и эффективности их предоставления. Жители могут выступать также как производители или соисполнители тех или иных муниципальных услуг и как со-участники процесса управления на местах. Вот за этим будущее, уверен эксперт.

Эмиль Маркварт поддержал губернатора в мнении о том, что нет управляемых и управляющих, а есть соучастники общего процесса. Участие жителей в производстве общественных услуг имеет, по мнению докладчика, как минимум два позитивных эффекта. С одной стороны, оно приводит к расширению спектра услуг, которые оказываются на местном уровне. С другой – вовлеченность жителей позволяет сохранить и развивать в них и окружающих «чувство места», идентификацию со своим муниципалитетом, упрочивает связь между жителями и властью, наконец, способствует формированию и развитию гражданского общества, самих граждан, отметил выступающий.

Заглянуть в будущее


Центральная часть доклада Эмиля Маркварта посвящена опыту Германии, и не случайно – именно эта страна стояла у истоков разработки Европейской хартии самоуправления.

– Три месяца назад Европейский клуб экспертов на одном из своих заседаний принял решение разработать концепцию развития местного самоуправления в России, – сообщил докладчик. – Спустя некоторое время аналогичные тезисы зазвучали и на советах по местному самоуправлению, при председателях Госдумы и Совета Федерации. Советы по местному самоуправлению пришли к печальному выводу: в России отсутствует какое бы то ни было видение перспектив развития местного самоуправления. Это неутешительный факт.

По его словам, в стране институт местного самоуправления всерьез обсуждался десять лет назад. За прошедшее время, по его оценке, наработанная культура обсуждения утрачена, отсутствует внятная государственная политика в отношении местного самоуправления.

Эмиль Маркварт считает, что осознание необходимости создания концепции местного самоуправления имеет обоснование. Экспертное сообщество в первую очередь задумывается не только о сиюминутных задачах, но  и пытается заглянуть в будущее и смоделировать возможности развития того или иного института в общественном пространстве на ближайшее будущее или более длительную перспективу.

Еще в 2001 году Союз немецких городов, проектируя образ «города будущего» и определяя роль местного самоуправления в его достижении, в Лейпцигской резолюции отмечал: «Если мы хотим как минимум сохранить уровень демократии и участия жителей в решении общих дел  и в управлении, мы не должны рассматривать жителя только как потребителя, а себя – как фабрику по производству услуг».

В чем суть самоуправления


Организация качественных услуг – необходимое условие для развития муниципалитета, но этого недостаточно. Качественные услуги на нынешнем этапе общественного развития воспринимаются жителями как само собой разумеющееся. Стандартный набор услуг – это по сути некое обязательное условие для проживания. И оно практически повсеместно обеспечивается местными властями. Но этого мало даже для удержания жителей, а если власть хочет «завоевать» их  в качестве соучастников процесса самоуправления и развития муниципалитета, уверен специалист.

Эмиль Маркварт добавил, что  в настоящее время в России наблюдается увлечение администрированием муниципальных услуг с государственного уровня, а это неправильно. Чрезмерная регламентация предоставления муниципальных услуг зачастую не только не ведет к достижению целей, но  и становится контрпродуктивной. Это связано с различными обстоятельствами. Так, одной из основных причин является то, что регламентации подлежит только деятельность исполнительных органов местного самоуправления и уполномоченных хозяйствующих субъектов, в то время как  в производстве муниципальных услуг могут участвовать и участвуют самые различные субъекты, включая самих жителей. Кроме того, меняются технологии предоставления услуг. Например, технологий, позволяющих оказывать услуги удаленно, рассказал эксперт.

По его мнению, совершенно очевидно, что местное самоуправление как никакая иная власть живет именно за счет тесной связи с «местом» и за счет активного участия жителей в управлении. Суть самоуправления – совместное решение жителями общих дел. Это предполагает, что одной из основных задач местной власти является постоянное и разностороннее взаимодействие с жителями, их широкое вовлечение в решение общих дел, с одной стороны, и превращение органов местного самоуправления в площадку для дискуссий.

Прогноз ученого: с течением времени все большее значение будет приобретать интегрирующая роль местного самоуправления как платформы на локальном уровне, существующей для реализации интересов и возможностей жителей, общественных групп, предпринимателей.

Местный взгляд на проблему


После чтения основного доклада выступили содокладчики – президент ТюмГУ Геннадий Чеботарев, проректор Тюменской государственной академии международной экономики управления и права Наталья Костко и доцент ТГНГУ Алена Попкова.

– Образ местного самоуправления, созданный Конституцией РФ  и отражающий идиллическую модель самоуправления, так  и не стал реальной действительностью, – признал Геннадий Чеботарев. – Анализ теории местного самоуправления и практики реализации той общей модели, которая заложена в Конституции РФ, позволила ряду ученых обосновать выводы о том, что  в современных условиях положения общественной теории местного самоуправления не реализованы на практике и очень трудно прогнозировать, что  в ближайшем будущем будут реализованы.

Тем не менее реальная жизнь ставит перед властными органами вопросы повышения эффективности управления регионами и решения повседневных проблем. Задачей местного самоуправления должно стать совершенствование институтов развития: муниципалитета, улицы, двора. Важную роль в этом, по мнению президента вуза, играет система территориально-общественного самоуправления. Именно здесь формируется платформа для создания гражданского общества. В Тюмени свыше 50 процентов жителей объединены в сообщества ТОС  и активно участвуют в общественных слушаниях.

Усложнение общественных процессов в городах требует разработки новых управленческих подходов, сообщила Наталья Костко. Оценка эффективности муниципального управления предполагает в основном учет экономико-статистических показателей. На муниципальном уровне, где власть наиболее тесно взаимодействует с населением, стратегической целью должно стать развитие человеческого капитала и потенциала, подчеркнула она.

Трансформационные процессы, происходящие в системе местного самоуправления в последнее десятилетие, сформировали вектор его развития, рассказала доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ Алена Попкова. Он направлен на увеличение качества и результативности вопросов местного самоуправления. Проявления территориальной активности (ТОС, ТСЖ, институт квартальных) используются и в практике муниципального управления Тюмени. Таким образом, активность населения способствует реализации этого вектора развития без подмены сущностной основы местного самоуправления, считает специалист.

От теории к практике


Успешная работа органов местного самоуправления зависит от инициатив населения и наличия авторитетных лидеров, которые могут направить эти инициативы в правильное русло. Такой вывод после дискуссии сделал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. В качестве красноречивого примера глава региона рассказал историю из жизни:

– Во время моей поездки в Заболотье на собрании встал человек и сказал: не надо нам никакой поддержки, мы можем сами решить все проблемы, помогите только найти нормального мужика, который сможет возглавить рыболовецкий кооператив, потому что мы никак не можем договориться. Никакой другой помощи нам не надо.

По мнению главы региона, блага цивилизации иногда не столько помогают, сколько мешают самоорганизации населения для решения проблем без какой-то финансовой поддержки от региона или вышестоящего муниципалитета.

– Во многих случаях многие серьезные вопросы местного самоуправления на порядок эффективнее решаются в небольших сельских поселениях, чем  в крупных муниципальных образованиях, – отметил Владимир Якушев. – В деревнях все друг друга знают, и уровень самоорганизации населения там зачастую гораздо выше.

– Главная задача, которая стоит перед местным правительством – создание в Тюменской области эффективных механизмов и инструментов поддержания социальной гармонии, – сказал губернатор. – Разговор, начатый сегодня, поможет преодолеть одно вредное представление – принимать по умолчанию, инерции ума то или иное решение. При этом условии происходит разделение сообщества на управляющих и управляемых, тех, кто принимает решение, и пассивных исполнителей. Такое разделение способно обернуться противопоставлением, а это опасно для всех.

Губернатор напомнил о том, что общественное мнение граждан обязательно должно учитываться при принятии важных решений. С помощью опроса жителей был решен вопрос о сносе «Арт-паласа». Опрос населения будет проводиться и перед принятием решения о судьбе бани на улице Ленина.

За активностью граждан – будущее, уверен губернатор. И представители власти как никто другой заинтересованы в этой активности. Поэтому даже ведение видеоблога в Интернете становится для них возможностью узнать мнения простых людей, услышать их предложения и идеи, многие из которых заслуживают серьезного внимания и воплощения в жизнь.

– Чем дальше, тем больше будут себя проявлять инициативные граждане, – сделал прогноз Владимир Якушев. – И чем больше мы будем проводить публичных слушаний, опросов, референдумов, тем активнее граждане будут вносить конструктивные предложения. Люди должны быть соучастниками в принятии решений.

Глава региона подчеркнул, что подлинное управление – совместный, солидарный, союзный процесс, в котором полноценно участвуют разные общественные силы и субъекты. В качестве примера он привел работу дирижера с оркестром. Работа руководителя должна выстраиваться точно, чтобы весь организм работал четко, в нужном русле, подчеркнул глава региона. Управлять – не значит править, а значит управляться с делами сообща.

Подводя итог двенадцатых Губернаторских чтений, глава региона поблагодарил всех выступавших и пригласил участников к продолжению дискуссии по проблемам местного самоуправления.

компетентно

Виктор РЕЙН,

заместитель председателя Тюменской областной Думы:

– Мне понравилось, что в этом году основными темами обсуждения на Губернаторских чтениях стали вопросы управления регионом – процессы, в которых участвуют не только органы власти, но и общественные институты. Доклад Эмиля Маркварта ставит конкретные цели. Хорошо знаю, на каком уровне находится местное самоуправление в Российской Федерации, знаю, какие проблемы есть у нас в Тюменской области. В этом контексте получил вполне конкретные ответы. Самое главное – вывод о необходимости разработки концепции развития местного самоуправления. Нужен документ, который в соответствии с Конституцией определял бы уровень самостоятельности и ответственности местного самоуправления. Экспертный совет, на федеральном уровне приняв решение о необходимости Концепции, упрекнул Конгресс и Всероссийский совет по местному самоуправлению в том, что от них таких инициатив не было. Упрек неприятный, но справедливый! Для меня важно то, что раз эта тема обозначена, – значит мы будем двигаться в этом направлении более динамично.

Дмитрий ЕРЕМЕЕВ,

председатель Тюменской городской Думы:

– Лекция Эмиля Маркварта дала ответы на вопрос о том, как развивается современное местное само-управление. Конечно, институт местной власти в Европе сформировался быстрее. Мы не готовы перенести опыт иностранного государства в Россию и Тюменскую область – у россиян особый менталитет. Работать не будет. Но  в любом случае идем в правильном направлении. Население в вопросах местного регулирования должно стать не объектом управления, а соратниками. В этом неплохо продвинулись как  в регионе, так  и в областной столице. В городе работают такие формы взаимодействия, как публичные слушания, опросы населения. Ни один проект по благоустройству территорий не реализуется, пока не получит одобрение совета многоквартирного жилого дома. Возможно, в будущем граждане смогут участвовать в выборах, голосуя со своего компьютера с использованием личной цифровой подписи. Но пока они не слишком активно стремятся принимать участие в процессах управления. Органам местного самоуправления необходимо принимать меры для того, чтобы активность горожан росла. Выстраивание коммуникаций должно быть не просто на уровне газет, Интернета, нужно дойти до каждого подъезда и квартиры. Важно и совершить переход, когда население станет не просто соучастником принятия решений, но  и ответственным исполнителем.

Альбина СЕЛЕЗНЕВА,

депутат Тюменской городской Думы:

– Местное самоуправление в городе Тюмени делает акцент на работу с жителями. В прошлом году местному самоуправлению исполнилось 15 лет. И вот результат – около 40 процентов, или 350 тысяч жителей города, сейчас проживают на территориях действия ТОС. Это говорит о том, что жители сами создали эти органы власти под свою ответственность. Например, мы работаем над заключением соглашения между Тюменской городской Думой и органами ТОС по контролю за оказанием услуг. Это очень важно. Думаю, после Губернаторских чтений, на которых прозвучала тема важности местного самоуправления для развития общества, это соглашение точно будет подписано. Как депутат я часто говорю гражданам: помогите себе сами! То есть если вы что-то сделаете в семье, на площадке, во дворе – это будет замечательно! Это и есть гражданская инициатива.

Игорь ХАЛИН,

председатель избирательной комиссии Тюменской области:

– На Чтениях затронуты многие дискуссионные вопросы. Заинтересовало выступление эксперта Эмиля Маркварта, поскольку проблема организации вопросов местного самоуправления выступает на первый план. Интересно узнать и о немецком опыте, ведь широко известен основополагающий документ – Европейская хартия о местном самоуправлении. Услышали точку зрения и  тюменских специалистов. Важно, что  в регионе уделяется серьезное внимание местным референдумам. Напомню, что  в 2010 году в рамках муниципальной реформы провели около трехсот таких мероприятий. Референдум позволяет не только выявить мнение населения конкретных территорий, их решение вступает в силу немедленно, и отменить его можно лишь тем же путем, что  и принять – через референдум. В регионе на повестке дня стоят муниципальные выборы 8 сентября 2013 года в единый день голосования, когда планируются не только основные выборы в Мальковском муниципальном образовании Тюменского района, но  и  выборы в областном центре, причем проводятся они по новым правилам. Важно, чтобы земляки проявляли активность в решении местных вопросов, поскольку именно местное самоуправление называют «демократией малых пространств» (А.И. Солженицын) или властью шаговой доступности.

Игорь ГОРШКОВ,

глава администрации города Ялуторовска:

– Прогрессивный передовой европейский опыт организации местного самоуправления интересен для Тюменской области. Ведь успешный, привлекательный для жизни и предпринимательской деятельности регион должен брать на вооружение лучшие достижения отечественных и зарубежных коллег. При этом важен курс, обозначенный губернатором Владимиром Якушевым, направленный на объединение власти и общества, когда в управлении территорией должны иметь место солидарность представителей муниципальной власти и местных жителей, неравнодушие сторон, озадаченность проблемами муниципалитета.

Местное самоуправление станет платформой для консолидации жителей, но при этом не утратит функции «фабрики услуг». Такой прогноз на двенадцатых Губернаторских чтениях, состоявшихся во вторник в Тюменской областной научной библиотеке, сделал президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт.

Связь между жителями и властью


В начале выступления докладчик высказал мнение по поводу местного самоуправления в России. Он считает, что  в нашей стране отсутствует какая-либо ясная стратегия и политика в отношении местного самоуправления как со стороны государства, так  и в профессиональном сообществе, и в обществе в широком смысле. В то же время представители государства превращают местное самоуправление в продолжение государственной власти на местах, отметил он. Центральное место в этом вопросе занимает оценка роли и места жителей. Они, с одной стороны, являются потребителями услуг, контролерами качества и эффективности их предоставления. Жители могут выступать также как производители или соисполнители тех или иных муниципальных услуг и как со-участники процесса управления на местах. Вот за этим будущее, уверен эксперт.

Эмиль Маркварт поддержал губернатора в мнении о том, что нет управляемых и управляющих, а есть соучастники общего процесса. Участие жителей в производстве общественных услуг имеет, по мнению докладчика, как минимум два позитивных эффекта. С одной стороны, оно приводит к расширению спектра услуг, которые оказываются на местном уровне. С другой – вовлеченность жителей позволяет сохранить и развивать в них и окружающих «чувство места», идентификацию со своим муниципалитетом, упрочивает связь между жителями и властью, наконец, способствует формированию и развитию гражданского общества, самих граждан, отметил выступающий.

Заглянуть в будущее


Центральная часть доклада Эмиля Маркварта посвящена опыту Германии, и не случайно – именно эта страна стояла у истоков разработки Европейской хартии самоуправления.

– Три месяца назад Европейский клуб экспертов на одном из своих заседаний принял решение разработать концепцию развития местного самоуправления в России, – сообщил докладчик. – Спустя некоторое время аналогичные тезисы зазвучали и на советах по местному самоуправлению, при председателях Госдумы и Совета Федерации. Советы по местному самоуправлению пришли к печальному выводу: в России отсутствует какое бы то ни было видение перспектив развития местного самоуправления. Это неутешительный факт.

По его словам, в стране институт местного самоуправления всерьез обсуждался десять лет назад. За прошедшее время, по его оценке, наработанная культура обсуждения утрачена, отсутствует внятная государственная политика в отношении местного самоуправления.

Эмиль Маркварт считает, что осознание необходимости создания концепции местного самоуправления имеет обоснование. Экспертное сообщество в первую очередь задумывается не только о сиюминутных задачах, но  и пытается заглянуть в будущее и смоделировать возможности развития того или иного института в общественном пространстве на ближайшее будущее или более длительную перспективу.

Еще в 2001 году Союз немецких городов, проектируя образ «города будущего» и определяя роль местного самоуправления в его достижении, в Лейпцигской резолюции отмечал: «Если мы хотим как минимум сохранить уровень демократии и участия жителей в решении общих дел  и в управлении, мы не должны рассматривать жителя только как потребителя, а себя – как фабрику по производству услуг».

В чем суть самоуправления


Организация качественных услуг – необходимое условие для развития муниципалитета, но этого недостаточно. Качественные услуги на нынешнем этапе общественного развития воспринимаются жителями как само собой разумеющееся. Стандартный набор услуг – это по сути некое обязательное условие для проживания. И оно практически повсеместно обеспечивается местными властями. Но этого мало даже для удержания жителей, а если власть хочет «завоевать» их  в качестве соучастников процесса самоуправления и развития муниципалитета, уверен специалист.

Эмиль Маркварт добавил, что  в настоящее время в России наблюдается увлечение администрированием муниципальных услуг с государственного уровня, а это неправильно. Чрезмерная регламентация предоставления муниципальных услуг зачастую не только не ведет к достижению целей, но  и становится контрпродуктивной. Это связано с различными обстоятельствами. Так, одной из основных причин является то, что регламентации подлежит только деятельность исполнительных органов местного самоуправления и уполномоченных хозяйствующих субъектов, в то время как  в производстве муниципальных услуг могут участвовать и участвуют самые различные субъекты, включая самих жителей. Кроме того, меняются технологии предоставления услуг. Например, технологий, позволяющих оказывать услуги удаленно, рассказал эксперт.

По его мнению, совершенно очевидно, что местное самоуправление как никакая иная власть живет именно за счет тесной связи с «местом» и за счет активного участия жителей в управлении. Суть самоуправления – совместное решение жителями общих дел. Это предполагает, что одной из основных задач местной власти является постоянное и разностороннее взаимодействие с жителями, их широкое вовлечение в решение общих дел, с одной стороны, и превращение органов местного самоуправления в площадку для дискуссий.

Прогноз ученого: с течением времени все большее значение будет приобретать интегрирующая роль местного самоуправления как платформы на локальном уровне, существующей для реализации интересов и возможностей жителей, общественных групп, предпринимателей.

Местный взгляд на проблему


После чтения основного доклада выступили содокладчики – президент ТюмГУ Геннадий Чеботарев, проректор Тюменской государственной академии международной экономики управления и права Наталья Костко и доцент ТГНГУ Алена Попкова.

– Образ местного самоуправления, созданный Конституцией РФ  и отражающий идиллическую модель самоуправления, так  и не стал реальной действительностью, – признал Геннадий Чеботарев. – Анализ теории местного самоуправления и практики реализации той общей модели, которая заложена в Конституции РФ, позволила ряду ученых обосновать выводы о том, что  в современных условиях положения общественной теории местного самоуправления не реализованы на практике и очень трудно прогнозировать, что  в ближайшем будущем будут реализованы.

Тем не менее реальная жизнь ставит перед властными органами вопросы повышения эффективности управления регионами и решения повседневных проблем. Задачей местного самоуправления должно стать совершенствование институтов развития: муниципалитета, улицы, двора. Важную роль в этом, по мнению президента вуза, играет система территориально-общественного самоуправления. Именно здесь формируется платформа для создания гражданского общества. В Тюмени свыше 50 процентов жителей объединены в сообщества ТОС  и активно участвуют в общественных слушаниях.

Усложнение общественных процессов в городах требует разработки новых управленческих подходов, сообщила Наталья Костко. Оценка эффективности муниципального управления предполагает в основном учет экономико-статистических показателей. На муниципальном уровне, где власть наиболее тесно взаимодействует с населением, стратегической целью должно стать развитие человеческого капитала и потенциала, подчеркнула она.

Трансформационные процессы, происходящие в системе местного самоуправления в последнее десятилетие, сформировали вектор его развития, рассказала доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ Алена Попкова. Он направлен на увеличение качества и результативности вопросов местного самоуправления. Проявления территориальной активности (ТОС, ТСЖ, институт квартальных) используются и в практике муниципального управления Тюмени. Таким образом, активность населения способствует реализации этого вектора развития без подмены сущностной основы местного самоуправления, считает специалист.

От теории к практике


Успешная работа органов местного самоуправления зависит от инициатив населения и наличия авторитетных лидеров, которые могут направить эти инициативы в правильное русло. Такой вывод после дискуссии сделал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. В качестве красноречивого примера глава региона рассказал историю из жизни:

– Во время моей поездки в Заболотье на собрании встал человек и сказал: не надо нам никакой поддержки, мы можем сами решить все проблемы, помогите только найти нормального мужика, который сможет возглавить рыболовецкий кооператив, потому что мы никак не можем договориться. Никакой другой помощи нам не надо.

По мнению главы региона, блага цивилизации иногда не столько помогают, сколько мешают самоорганизации населения для решения проблем без какой-то финансовой поддержки от региона или вышестоящего муниципалитета.

– Во многих случаях многие серьезные вопросы местного самоуправления на порядок эффективнее решаются в небольших сельских поселениях, чем  в крупных муниципальных образованиях, – отметил Владимир Якушев. – В деревнях все друг друга знают, и уровень самоорганизации населения там зачастую гораздо выше.

– Главная задача, которая стоит перед местным правительством – создание в Тюменской области эффективных механизмов и инструментов поддержания социальной гармонии, – сказал губернатор. – Разговор, начатый сегодня, поможет преодолеть одно вредное представление – принимать по умолчанию, инерции ума то или иное решение. При этом условии происходит разделение сообщества на управляющих и управляемых, тех, кто принимает решение, и пассивных исполнителей. Такое разделение способно обернуться противопоставлением, а это опасно для всех.

Губернатор напомнил о том, что общественное мнение граждан обязательно должно учитываться при принятии важных решений. С помощью опроса жителей был решен вопрос о сносе «Арт-паласа». Опрос населения будет проводиться и перед принятием решения о судьбе бани на улице Ленина.

За активностью граждан – будущее, уверен губернатор. И представители власти как никто другой заинтересованы в этой активности. Поэтому даже ведение видеоблога в Интернете становится для них возможностью узнать мнения простых людей, услышать их предложения и идеи, многие из которых заслуживают серьезного внимания и воплощения в жизнь.

– Чем дальше, тем больше будут себя проявлять инициативные граждане, – сделал прогноз Владимир Якушев. – И чем больше мы будем проводить публичных слушаний, опросов, референдумов, тем активнее граждане будут вносить конструктивные предложения. Люди должны быть соучастниками в принятии решений.

Глава региона подчеркнул, что подлинное управление – совместный, солидарный, союзный процесс, в котором полноценно участвуют разные общественные силы и субъекты. В качестве примера он привел работу дирижера с оркестром. Работа руководителя должна выстраиваться точно, чтобы весь организм работал четко, в нужном русле, подчеркнул глава региона. Управлять – не значит править, а значит управляться с делами сообща.

Подводя итог двенадцатых Губернаторских чтений, глава региона поблагодарил всех выступавших и пригласил участников к продолжению дискуссии по проблемам местного самоуправления.

компетентно

Виктор РЕЙН,

заместитель председателя Тюменской областной Думы:

– Мне понравилось, что в этом году основными темами обсуждения на Губернаторских чтениях стали вопросы управления регионом – процессы, в которых участвуют не только органы власти, но и общественные институты. Доклад Эмиля Маркварта ставит конкретные цели. Хорошо знаю, на каком уровне находится местное самоуправление в Российской Федерации, знаю, какие проблемы есть у нас в Тюменской области. В этом контексте получил вполне конкретные ответы. Самое главное – вывод о необходимости разработки концепции развития местного самоуправления. Нужен документ, который в соответствии с Конституцией определял бы уровень самостоятельности и ответственности местного самоуправления. Экспертный совет, на федеральном уровне приняв решение о необходимости Концепции, упрекнул Конгресс и Всероссийский совет по местному самоуправлению в том, что от них таких инициатив не было. Упрек неприятный, но справедливый! Для меня важно то, что раз эта тема обозначена, – значит мы будем двигаться в этом направлении более динамично.

Дмитрий ЕРЕМЕЕВ,

председатель Тюменской городской Думы:

– Лекция Эмиля Маркварта дала ответы на вопрос о том, как развивается современное местное само-управление. Конечно, институт местной власти в Европе сформировался быстрее. Мы не готовы перенести опыт иностранного государства в Россию и Тюменскую область – у россиян особый менталитет. Работать не будет. Но  в любом случае идем в правильном направлении. Население в вопросах местного регулирования должно стать не объектом управления, а соратниками. В этом неплохо продвинулись как  в регионе, так  и в областной столице. В городе работают такие формы взаимодействия, как публичные слушания, опросы населения. Ни один проект по благоустройству территорий не реализуется, пока не получит одобрение совета многоквартирного жилого дома. Возможно, в будущем граждане смогут участвовать в выборах, голосуя со своего компьютера с использованием личной цифровой подписи. Но пока они не слишком активно стремятся принимать участие в процессах управления. Органам местного самоуправления необходимо принимать меры для того, чтобы активность горожан росла. Выстраивание коммуникаций должно быть не просто на уровне газет, Интернета, нужно дойти до каждого подъезда и квартиры. Важно и совершить переход, когда население станет не просто соучастником принятия решений, но  и ответственным исполнителем.

Альбина СЕЛЕЗНЕВА,

депутат Тюменской городской Думы:

– Местное самоуправление в городе Тюмени делает акцент на работу с жителями. В прошлом году местному самоуправлению исполнилось 15 лет. И вот результат – около 40 процентов, или 350 тысяч жителей города, сейчас проживают на территориях действия ТОС. Это говорит о том, что жители сами создали эти органы власти под свою ответственность. Например, мы работаем над заключением соглашения между Тюменской городской Думой и органами ТОС по контролю за оказанием услуг. Это очень важно. Думаю, после Губернаторских чтений, на которых прозвучала тема важности местного самоуправления для развития общества, это соглашение точно будет подписано. Как депутат я часто говорю гражданам: помогите себе сами! То есть если вы что-то сделаете в семье, на площадке, во дворе – это будет замечательно! Это и есть гражданская инициатива.

Игорь ХАЛИН,

председатель избирательной комиссии Тюменской области:

– На Чтениях затронуты многие дискуссионные вопросы. Заинтересовало выступление эксперта Эмиля Маркварта, поскольку проблема организации вопросов местного самоуправления выступает на первый план. Интересно узнать и о немецком опыте, ведь широко известен основополагающий документ – Европейская хартия о местном самоуправлении. Услышали точку зрения и  тюменских специалистов. Важно, что  в регионе уделяется серьезное внимание местным референдумам. Напомню, что  в 2010 году в рамках муниципальной реформы провели около трехсот таких мероприятий. Референдум позволяет не только выявить мнение населения конкретных территорий, их решение вступает в силу немедленно, и отменить его можно лишь тем же путем, что  и принять – через референдум. В регионе на повестке дня стоят муниципальные выборы 8 сентября 2013 года в единый день голосования, когда планируются не только основные выборы в Мальковском муниципальном образовании Тюменского района, но  и  выборы в областном центре, причем проводятся они по новым правилам. Важно, чтобы земляки проявляли активность в решении местных вопросов, поскольку именно местное самоуправление называют «демократией малых пространств» (А.И. Солженицын) или властью шаговой доступности.

Игорь ГОРШКОВ,

глава администрации города Ялуторовска:

– Прогрессивный передовой европейский опыт организации местного самоуправления интересен для Тюменской области. Ведь успешный, привлекательный для жизни и предпринимательской деятельности регион должен брать на вооружение лучшие достижения отечественных и зарубежных коллег. При этом важен курс, обозначенный губернатором Владимиром Якушевым, направленный на объединение власти и общества, когда в управлении территорией должны иметь место солидарность представителей муниципальной власти и местных жителей, неравнодушие сторон, озадаченность проблемами муниципалитета.



Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов прочитал лекцию финалистам «Большой перемены»

23 апреля

За 30-летнюю историю Тюменская областная Дума приняла более 3 000 законов

18 апреля