Глобальное открытие тюменских ученых

Общество, 13:02, 08 февраля 2013,
Глобальное открытие тюменских ученых. .

Открытия тюменских ученых признаны мировым сообществом и находят практическое применение, хотя каких-то тридцать лет назад в нашем огромном крае не было ни одного академического научно-исследовательского института.

Культивировать тюменскую почву под фундаментальные исследования в Российской академии наук доверили Владимиру Мельникову – и не ошиблись.

О том, какие открытия совершаются на Тюменской земле, ученый с мировым именем рассказал в интервью изданию.

– Владимир Павлович, в воздухе запахло переменами: реформа системы образования, рейтинги эффективности деятельности НИИ и вузов… Чего ждать российской науке в этом году?

– Одно из самых значимых событий – выборы президента Российской академии наук (Настоящий пост ныне занимает наш земляк родом из Тобольска Юрий Осипов. -- Примечание ред.) в мае. Это значимая фигура, от которой многое зависит не только в науке, но и в государстве в целом. Научный системный образ мышления – богатое подспорье в тактических и стратегических проработках и в анализе ретроспективы.

Сотрудники Института криосферы Земли в постоянном поиске новых форм работы, ведь к научной деятельности предъявляются очень высокие требования. Оценивается труд отдельных ученых и коллективов в целом, попасть в аутсайдеры нельзя.

– Благоприятствует ли климат в Тюменском регионе развитию науки и свершению открытий?

– Изначально Тобольская губерния, Тюменская область были научной окраиной. Позже, избалованной нефтегазовым комплексом, значимостью этого ресурса для всей страны и бурным развитием промышленной инфраструктуры, ей было не до науки. Лишь в 1984 году обком партии согласился с созданием академического института, руководить которым пригласили меня. Первым помещением для работы небольшого коллектива стала моя квартира. Не самое лучшее было время для наверстывания упущенного, и это одна из причин, почему в Тюменском крае нет таких масштабов научной деятельности, как, скажем, в Красноярске, Иркутске, Томске. По сути, у нас самый маленький научный центр.

– Тем не менее открытия здесь совершаются большие!

– Видимо, сказывается ответственность и желание не упасть в грязь лицом, показать, что каждый специалист ценен по-своему, и если его усилия и знания объединить с другими, то получится весомый результат. Институт криосферы Земли объединил под своей крышей геологов, географов, геофизиков, физиков, химиков, биологов, астрономов. Такой подход дает возможность всестороннего изучения объекта исследования.

– Владимир Павлович, как совершаются научные открытия? В основном это происходит случайно, спонтанно или все же ученый предполагает, что и где он может обнаружить, и уже целенаправленно там «копает»?

– Я бы сказал, что каждое открытие случайно и закономерно одновременно. Закономерность в том, что если ищешь, всегда найдешь, притом отрицательный результат – это тоже результат. Талантливый ученый обязательно наткнется на интересные явления, которые мало изучены или не изучены вовсе.

– Дайте угадаю: вы имеете ввиду открытие тюменских ученых, получившее название капельных кластеров?

– Именно! Это явление обнаружил специалист кафедры микро- и нанотехнологий ТюмГУ Александр Федорец еще в 2004 году. Диву даешься, почему это новое, четвертое, состояние воды не было открыто раньше! Ученый разглядел, что на контакте подогретой воды и пара есть структуры капель, которые располагаются в ближайшем к поверхности воды слое, но существуют самостоятельно. Сотрудники Института криосферы Земли под руководством доктора физико-математических наук Анатолия Шавлова стали разыскивать подобные структуры в холодных слоях атмосферы – в облаках и аэрозолях. И нашли!

– Как на ваше открытие отреагировали зарубежные коллеги?

– Оно вызвало огромный интерес! В Финляндии, например, заинтересовались и капельными кластерами, и метастабильным состоянием газовых гидратов. Сейчас весь мир обсуждает глобальное потепление и явления, которые при этом происходят. Говорят, что мерзлота растает, огромное количество парникового газа вырвется в атмосферу и климат резко изменится. Пока велись споры, группа ученых нашего института обнаружила, что парниковые газы выбрасываются в атмосферу даже при отрицательных температурах горных пород.

Далее в сюжете: Тюменский академик РАН, сын академика

– Тем не менее открытия здесь совершаются большие!

– Как на ваше открытие отреагировали зарубежные коллеги?

Ранее в сюжете