Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

По следам чудотворной иконы

Культура, 01:08, 04 сентября 2012, Анна Аксарина
Слушать новость
По следам чудотворной иконы. .

Редакция газеты продолжает публиковать материалы, посвященные поискам чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери. В дореволюционное время икона являлась самой почитаемой святыней на Урале и в Сибири, а ее многочисленные списки находились в храмах и монастырях Омска, Челябинска, Красноярска, Томска, Иркутска, Тюмени, Ишима. Кроме оригинала наибольшую ценность представляют его первые копии.

В годы гражданской войны следы образа затерялись. В рамках акции «Возвращение Абалакской иконы» ведутся поиски первообраза и ранних копий чудотворной иконы, сбор информации, связанной с чудотворным образом и с его известными копиями, привлечение внимания широкой общественности к историко-культурному наследию Тобольска и Абалакского Свято-Знаменского монастыря.
Узнать больше корреспонденту газеты удалось у отца  Виталия (Ведерникова), заведующего иконописной школой при Тобольской духовной семинарии и иконописными реставрационными мастерскими Тобольско-Тюменской епархии.

– Отец Виталий, вы тоже занимаетесь поиском первообраза Абалакской иконы Божией Матери.

– Да, нам даже удалось создать довольно большую материально-информационную базу.

– Копийных работ было много?

– Первообраз, как известно, написан при архиерейском доме дьяконом Матфеем в начале XVIII века. Позднее Абалакскую икону Божией Матери стали писать все известные в Сибири иконописные мастерские и цент­ры. В историческом масштабе речь идет о тысячах икон. До наших дней дошли сотни копийных работ. Находятся они в музеях, частных коллекциях, на приходах, в домах верующих. Их можно увидеть в антикварных салонах, на аукционах, если повезет. Иконы встречаются разные: академические, крестьянские, ремесленные, этнические…

Но чтобы приблизиться к первообразу, необходимо проводить широкомасштабные работы по выявлению, определению, описанию всех дошедших до наших дней копийных икон, всей существующей иконописной палитры.

– Каким образом вы ведете поиски?

– Посещаю музеи, аукционы, реставрационные мастерские других епархий. Мне удалось увидеть и сфотографировать два ранних списка Абалакской иконы Божией Матери, датируемых началом XVIII века. Одна икона находится в Третьяковской галерее, другую увидел на аукционе и мог бы приобрести, но немного опоздал – ее сняли с аукциона. По этим двум ранним иконам можно понять, в каком стиле был написан первообраз. Обе написаны на официальном языке иконописи, характерном для того времени. Выполнены виртуозно. Скорее всего писались они при архиерейском доме или в монастыре. Поможет в поисках оригинала и знание его размеров.
– Если все-таки повезет и найдется первообраз, как узнать, что это именно он?

– На одну интуицию полагаться не стоит. Вердикт будут выносить специалисты.

Послесловие


Как рассказал отец Виталий, копийные иконы Абалакской Божией Матери были разными. Вот одна из них, так называемая крестьянская икона. Она написана маслом, причем в весьма оригинальной манере. Датируется второй половиной XIX – началом ХХ века, временем появления яркого, грубого масла. Пишущий ее лепил формы за счет сильных кистевых ударов, мазки накладывались большой кисточкой сочно, от души. Одним словом, горе-иконописец занимался богомазанием.

Скорее всего этот человек не умел рисовать, как чувствовал, представлял, так и творил. Вполне возможно, что он не только слышал о чудотворной иконе Абалакской Божией Матери, но и, побывав в паломничестве, видел ее список и писал по памяти. Кроме того, в иконе прослеживается польское влияние, видимо, перед иконописцем-самоучкой лежали католические гравюры.

Необычна икона с точки зрения композиции. Николай Чу­до­творец направляет персты к Божией Матери, будто благословляет Ее. А преподобная Мария Египетская трогательно простерла к Ней руки.

– Сибирь – обширная территория, и официальные мастерские не всегда имели возможность удовлетворить потребность местного населения в иконах, – говорит отец Виталий. – На периферии, в отдаленных деревнях за написание икон брались далеко не специалисты. И рождались вот такие иконы, которые официальными церковными властями критиковались. Их вообще не рекомендовали писать, а православным христианам советовали услугами подобных живописцев не пользоваться. Но других-то икон у многих жителей сибирской глубинки просто не было. И молились они перед этими иконами трогательно, с душой, и их молитвы наверняка были услышаны.

Сотни, а может быть, тысячи молитв сотворены и перед этой иконой, которая была доставлена в древохранилище Тобольско-Тюменской епархии из сибирской деревни.

Редакция газеты продолжает публиковать материалы, посвященные поискам чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери. В дореволюционное время икона являлась самой почитаемой святыней на Урале и в Сибири, а ее многочисленные списки находились в храмах и монастырях Омска, Челябинска, Красноярска, Томска, Иркутска, Тюмени, Ишима. Кроме оригинала наибольшую ценность представляют его первые копии.

В годы гражданской войны следы образа затерялись. В рамках акции «Возвращение Абалакской иконы» ведутся поиски первообраза и ранних копий чудотворной иконы, сбор информации, связанной с чудотворным образом и с его известными копиями, привлечение внимания широкой общественности к историко-культурному наследию Тобольска и Абалакского Свято-Знаменского монастыря.
Узнать больше корреспонденту газеты удалось у отца  Виталия (Ведерникова), заведующего иконописной школой при Тобольской духовной семинарии и иконописными реставрационными мастерскими Тобольско-Тюменской епархии.

– Отец Виталий, вы тоже занимаетесь поиском первообраза Абалакской иконы Божией Матери.

– Да, нам даже удалось создать довольно большую материально-информационную базу.

– Копийных работ было много?

– Первообраз, как известно, написан при архиерейском доме дьяконом Матфеем в начале XVIII века. Позднее Абалакскую икону Божией Матери стали писать все известные в Сибири иконописные мастерские и цент­ры. В историческом масштабе речь идет о тысячах икон. До наших дней дошли сотни копийных работ. Находятся они в музеях, частных коллекциях, на приходах, в домах верующих. Их можно увидеть в антикварных салонах, на аукционах, если повезет. Иконы встречаются разные: академические, крестьянские, ремесленные, этнические…

Но чтобы приблизиться к первообразу, необходимо проводить широкомасштабные работы по выявлению, определению, описанию всех дошедших до наших дней копийных икон, всей существующей иконописной палитры.

– Каким образом вы ведете поиски?

– Посещаю музеи, аукционы, реставрационные мастерские других епархий. Мне удалось увидеть и сфотографировать два ранних списка Абалакской иконы Божией Матери, датируемых началом XVIII века. Одна икона находится в Третьяковской галерее, другую увидел на аукционе и мог бы приобрести, но немного опоздал – ее сняли с аукциона. По этим двум ранним иконам можно понять, в каком стиле был написан первообраз. Обе написаны на официальном языке иконописи, характерном для того времени. Выполнены виртуозно. Скорее всего писались они при архиерейском доме или в монастыре. Поможет в поисках оригинала и знание его размеров.
– Если все-таки повезет и найдется первообраз, как узнать, что это именно он?

– На одну интуицию полагаться не стоит. Вердикт будут выносить специалисты.

Послесловие


Как рассказал отец Виталий, копийные иконы Абалакской Божией Матери были разными. Вот одна из них, так называемая крестьянская икона. Она написана маслом, причем в весьма оригинальной манере. Датируется второй половиной XIX – началом ХХ века, временем появления яркого, грубого масла. Пишущий ее лепил формы за счет сильных кистевых ударов, мазки накладывались большой кисточкой сочно, от души. Одним словом, горе-иконописец занимался богомазанием.

Скорее всего этот человек не умел рисовать, как чувствовал, представлял, так и творил. Вполне возможно, что он не только слышал о чудотворной иконе Абалакской Божией Матери, но и, побывав в паломничестве, видел ее список и писал по памяти. Кроме того, в иконе прослеживается польское влияние, видимо, перед иконописцем-самоучкой лежали католические гравюры.

Необычна икона с точки зрения композиции. Николай Чу­до­творец направляет персты к Божией Матери, будто благословляет Ее. А преподобная Мария Египетская трогательно простерла к Ней руки.

– Сибирь – обширная территория, и официальные мастерские не всегда имели возможность удовлетворить потребность местного населения в иконах, – говорит отец Виталий. – На периферии, в отдаленных деревнях за написание икон брались далеко не специалисты. И рождались вот такие иконы, которые официальными церковными властями критиковались. Их вообще не рекомендовали писать, а православным христианам советовали услугами подобных живописцев не пользоваться. Но других-то икон у многих жителей сибирской глубинки просто не было. И молились они перед этими иконами трогательно, с душой, и их молитвы наверняка были услышаны.

Сотни, а может быть, тысячи молитв сотворены и перед этой иконой, которая была доставлена в древохранилище Тобольско-Тюменской епархии из сибирской деревни.



Как в Тюмени прошла акция «Библионочь-2024»

24 апреля

Выставка «Вселенная Гарри Поттера» в Тюмени!

23 апреля