Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Университеты Федора Чижова

Общество, 01:06, 01 сентября 2012,
Слушать новость
Университеты Федора Чижова. .

Один российский олигарх, в настоящее время скрывающийся в Лондоне от отечественного правосудия, дал универсальный рецепт, как стать богатым. Он прост, как все гениальное: «Надо любить деньги, как женщину».

Эта рекомендация не вызывала сомнений до тех пор, пока не посчастливилось познакомиться с жизнью и деятельностью дореволюционного предпринимателя Федора Чижова. Его имя потерялось за такими хорошо известными предпринимателями-благотворителями, как Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, хотя для всех названных Федор Васильевич  был нравственным авторитетом.

«Дать полную биографию замечательного русского общественного деятеля середины прошлого XIX века Федора Чижова в настоящее время, к сожалению, нельзя – как бы это ни было желательно ввиду поучительности жизни этого человека. Нельзя потому, что богатым и необходимым материалом для составления полного понятия о личности и деятельности Федора Васильевича может служить веденная им переписка и дневник, завещанный Московскому Румянцевскому музею с условием вскрытия через 40 лет после смерти его, т.е. не ранее 1917 года», – так писал в 1905 году  Либерман, первый (и до настоящего времени единственный)  биограф  Чижова. (А.А. Либерман. Краткий биографический очерк Федора Васильевича Чижова. М., 1905. С. V.).

По прошествии более ста лет после того, как были написаны эти строки, «поучительность жизни» Федора Чижова возросла еще больше, а полная биография его так и не написана.

Юношеские идеалы


«Общество лучшее есть то, в коем ни одно слово, ни одно движение, ни один поступок не только бы не мог испортить нравственность, но даже и подать повод к поползновению испортить ее и в коем бы мы не теряли мгновений времени, столь драгоценного для нас по крат-кости жизни нашей и вместе по невозвратности». (РГБ. Отдел рукописей. Ф. Чиж № 332. Шифр п. 7.  ед. 7. Л. 1).

Легко угадывается автор этих строк: по характеру – максималист, что обычно присуще юношескому возрасту. Действительно, Федор Чижов дал такое определение обществу, в котором он бы хотел жить,  в своем сочинении «Какое общество может называться лучшим из всех существующих» в 1827 году, когда ему было шестнадцать лет.

Юношеский максимализм присущ многим, и по прошествии относительно небольшого времени житейские заботы заглушают «души прекрасные порывы».

Федор Чижов всю свою жизнь посвятил тому, чтобы юношеские идеалы реализовать хоть в какой-то мере, и в этом преуспел.
Он родился 27 февраля 1811 года в семье дворянина, преподавателя Костромской губернской гимназии. Образование получил в Императорском Санкт-Петербургском университете, по окончании которого стал кандидатом физико-математических наук. Во время учебы, чтобы прокормить себя, вынужден был давать частные уроки. После выпуска он был оставлен для преподавания в этом же университете. Известно,  что не имея достаточных средств для  приобретения гражданской одежды, свою первую лекцию он вышел читать в студенческой тужурке. Преподаватели университета по своей инициативе собрали ему денег на соответствующее обмундирование.

Несколько лет преподавал в университете, защитил диссертацию. В 1836 году издал получивший признание в ученой среде труд «Паровые машины – история, описание и приложение их со множеством чертежей», но академическая карьера оказалась для него не слишком интересной, и в 1840 году он вышел в отставку.

Пути самосовершенствования


Еще в университете увлекся литературой, искусством, историей. В 1832 году получил широкое признание труд, выполненный им перевод с английского Генри Галлама «История европейских литератур в XV–XVI столетиях» со своими комментариями. В 1841 году Федор Чижов перевел с английского и издал новый труд – «Призвание женщин».

С 1840 по 1847 г. в основном проживал за границей, объездил значительную часть Западной Европы. Чижов посетил славянские земли Австрии – Сербию, Черную Гору, но более всего прожил в Италии, где изучал историю искусств. В Риме близко познакомился с проживавшими там Гоголем (жил с ним в одном доме) и русскими художниками, особенно с Александром Ивановым. Итогом итальянского периода стал ряд переводов по истории искусств, а также собственные статьи. После смерти Гоголя не только бескорыстно издал полное собрание его сочинений, а выручаемые от продажи издания деньги все до копейки посылал его сестрам, но и всю корректуру издания выполнил сам.

По возвращении в Россию по навету (якобы вел антиправительственные разговоры) его арестовали. Когда вздорность обвинений стала очевидной, был освобожден, но без права проживать в столицах, за ним установили секретный надзор. При этом признали его «мечтателем бесполезным», человеком, «из которого не выйдет ничего существенного».

Местом проживания Федор Чижов выбрал Киевскую губернию. С целью обеспечить себе средства к существованию занялся шелководством, в котором преуспел настолько, что не только составил себе состояние, но и издал получившую признание книгу «Письма о шелководстве», которую даже перевели на иностранные языки.

Предприниматель № 1


По возвращении в Москву Федор Васильевич становится крупным железнодорожным и банковским деятелем.

В предпринимательстве его девиз: «Неизменная честность и всегдашняя аккуратность суть самые твердые опоры кредита фирмы, торгового дома». Чижов в 1860 году становится лидером в организации строительства железной дороги от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, впоследствии дорога была продолжена до Ярославля и Вологды.

В 1867 году группа московских предпринимателей учредила Московский купеческий банк. Чижова, имевшего безупречную репутацию, избирают его руководителем. Через два года Чижов учреждает и возглавляет до самой своей смерти новый банк на иных основаниях, по его взглядам более подходящим для целей купечества – Московское купеческое общество взаимного кредита.

Благодаря своим предприятиям Чижов заработал миллионы. По словам Саввы Мамонтова, «эгоиста в Чижове не было; не было и стяжателя; он говаривал: «Деньги портят человека, а потому я отстраняю их от себя». Он вел спартанский образ жизни, тратился только на книги и на помощь нуждающимся людям.

В духовном завещании на трех страницах Чижов предусмотрел потратить свои капиталы на множество добрых дел (в частности, на них  построили шесть объектов образования и медицины в Костромской губернии, здания которых могут украсить и столичные улицы).

Обделил только себя: распорядился потратить на свои похороны не более 150 рублей.

Выявленное мною три месяца назад в одном из московских архивов письмо Николая Чукмалдина дает все основания утверждать,  что Чижов оказал на молодого тюменского купца большое влияние.

Иван Аксаков, которому неизвестно было содержание дневника, через месяц после его кончины дал такую характеристику: «…Он вносил в каждый свой труд всего себя, но становился не рабом его, а господином; осмыслял, одухотворял его нравственною стихиею, высшею идеальною целью. Этот прославившийся практик, у которого не только не вываливалось из твердых рук, но спорилось, росло и крепло всякое дело, был упрямый идеалист, – таковым и остался до последнего часа. Этот хозяин и руководитель громадных торговых и промышленных предприятий, – для которых, по-видимому, и нет другого прочного основания, кроме расчетов личной корысти, которых вся существенная задача, казалось бы, только в денежных барышах, – был бескорыстнейшим из людей, ненавидел и презирал деньги». (РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Ед. хр. 2660. Л. 29 – 29 об).

Один из душеприказчиков Чижова, Савва Мамонтов, вспоминал: «Чижов был научно образованный и «тонкий» человек. Ум благородный, чуткий, острый, отнюдь не податливый ни на какие компромиссы… Интеллигентная, честная постановка общественного дела и бережливость до мелочей – такова его задача. К людям фальшивым и пошловатым он был беспощаден иногда до резкости. Осадить нахала, сорвать маску с подхалима – в этом Федор Васильевич был виртуоз. Таким его все знали и боялись».   (А.А. Либерман. Краткий биографический очерк Федора Васильевича Чижова. М., 1905. С. 9).

Умер Федор Чижов за рабочим столом 14 ноября 1877 года. Илья Репин запечатлел его кончину на картине «Смерть Чижова». Если когда-нибудь появится портретная галерея «Национальная гордость России», то Федору Васильевичу по праву уготовано там почетное место.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук

Один российский олигарх, в настоящее время скрывающийся в Лондоне от отечественного правосудия, дал универсальный рецепт, как стать богатым. Он прост, как все гениальное: «Надо любить деньги, как женщину».

Эта рекомендация не вызывала сомнений до тех пор, пока не посчастливилось познакомиться с жизнью и деятельностью дореволюционного предпринимателя Федора Чижова. Его имя потерялось за такими хорошо известными предпринимателями-благотворителями, как Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, хотя для всех названных Федор Васильевич  был нравственным авторитетом.

«Дать полную биографию замечательного русского общественного деятеля середины прошлого XIX века Федора Чижова в настоящее время, к сожалению, нельзя – как бы это ни было желательно ввиду поучительности жизни этого человека. Нельзя потому, что богатым и необходимым материалом для составления полного понятия о личности и деятельности Федора Васильевича может служить веденная им переписка и дневник, завещанный Московскому Румянцевскому музею с условием вскрытия через 40 лет после смерти его, т.е. не ранее 1917 года», – так писал в 1905 году  Либерман, первый (и до настоящего времени единственный)  биограф  Чижова. (А.А. Либерман. Краткий биографический очерк Федора Васильевича Чижова. М., 1905. С. V.).

По прошествии более ста лет после того, как были написаны эти строки, «поучительность жизни» Федора Чижова возросла еще больше, а полная биография его так и не написана.

Юношеские идеалы


«Общество лучшее есть то, в коем ни одно слово, ни одно движение, ни один поступок не только бы не мог испортить нравственность, но даже и подать повод к поползновению испортить ее и в коем бы мы не теряли мгновений времени, столь драгоценного для нас по крат-кости жизни нашей и вместе по невозвратности». (РГБ. Отдел рукописей. Ф. Чиж № 332. Шифр п. 7.  ед. 7. Л. 1).

Легко угадывается автор этих строк: по характеру – максималист, что обычно присуще юношескому возрасту. Действительно, Федор Чижов дал такое определение обществу, в котором он бы хотел жить,  в своем сочинении «Какое общество может называться лучшим из всех существующих» в 1827 году, когда ему было шестнадцать лет.

Юношеский максимализм присущ многим, и по прошествии относительно небольшого времени житейские заботы заглушают «души прекрасные порывы».

Федор Чижов всю свою жизнь посвятил тому, чтобы юношеские идеалы реализовать хоть в какой-то мере, и в этом преуспел.
Он родился 27 февраля 1811 года в семье дворянина, преподавателя Костромской губернской гимназии. Образование получил в Императорском Санкт-Петербургском университете, по окончании которого стал кандидатом физико-математических наук. Во время учебы, чтобы прокормить себя, вынужден был давать частные уроки. После выпуска он был оставлен для преподавания в этом же университете. Известно,  что не имея достаточных средств для  приобретения гражданской одежды, свою первую лекцию он вышел читать в студенческой тужурке. Преподаватели университета по своей инициативе собрали ему денег на соответствующее обмундирование.

Несколько лет преподавал в университете, защитил диссертацию. В 1836 году издал получивший признание в ученой среде труд «Паровые машины – история, описание и приложение их со множеством чертежей», но академическая карьера оказалась для него не слишком интересной, и в 1840 году он вышел в отставку.

Пути самосовершенствования


Еще в университете увлекся литературой, искусством, историей. В 1832 году получил широкое признание труд, выполненный им перевод с английского Генри Галлама «История европейских литератур в XV–XVI столетиях» со своими комментариями. В 1841 году Федор Чижов перевел с английского и издал новый труд – «Призвание женщин».

С 1840 по 1847 г. в основном проживал за границей, объездил значительную часть Западной Европы. Чижов посетил славянские земли Австрии – Сербию, Черную Гору, но более всего прожил в Италии, где изучал историю искусств. В Риме близко познакомился с проживавшими там Гоголем (жил с ним в одном доме) и русскими художниками, особенно с Александром Ивановым. Итогом итальянского периода стал ряд переводов по истории искусств, а также собственные статьи. После смерти Гоголя не только бескорыстно издал полное собрание его сочинений, а выручаемые от продажи издания деньги все до копейки посылал его сестрам, но и всю корректуру издания выполнил сам.

По возвращении в Россию по навету (якобы вел антиправительственные разговоры) его арестовали. Когда вздорность обвинений стала очевидной, был освобожден, но без права проживать в столицах, за ним установили секретный надзор. При этом признали его «мечтателем бесполезным», человеком, «из которого не выйдет ничего существенного».

Местом проживания Федор Чижов выбрал Киевскую губернию. С целью обеспечить себе средства к существованию занялся шелководством, в котором преуспел настолько, что не только составил себе состояние, но и издал получившую признание книгу «Письма о шелководстве», которую даже перевели на иностранные языки.

Предприниматель № 1


По возвращении в Москву Федор Васильевич становится крупным железнодорожным и банковским деятелем.

В предпринимательстве его девиз: «Неизменная честность и всегдашняя аккуратность суть самые твердые опоры кредита фирмы, торгового дома». Чижов в 1860 году становится лидером в организации строительства железной дороги от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, впоследствии дорога была продолжена до Ярославля и Вологды.

В 1867 году группа московских предпринимателей учредила Московский купеческий банк. Чижова, имевшего безупречную репутацию, избирают его руководителем. Через два года Чижов учреждает и возглавляет до самой своей смерти новый банк на иных основаниях, по его взглядам более подходящим для целей купечества – Московское купеческое общество взаимного кредита.

Благодаря своим предприятиям Чижов заработал миллионы. По словам Саввы Мамонтова, «эгоиста в Чижове не было; не было и стяжателя; он говаривал: «Деньги портят человека, а потому я отстраняю их от себя». Он вел спартанский образ жизни, тратился только на книги и на помощь нуждающимся людям.

В духовном завещании на трех страницах Чижов предусмотрел потратить свои капиталы на множество добрых дел (в частности, на них  построили шесть объектов образования и медицины в Костромской губернии, здания которых могут украсить и столичные улицы).

Обделил только себя: распорядился потратить на свои похороны не более 150 рублей.

Выявленное мною три месяца назад в одном из московских архивов письмо Николая Чукмалдина дает все основания утверждать,  что Чижов оказал на молодого тюменского купца большое влияние.

Иван Аксаков, которому неизвестно было содержание дневника, через месяц после его кончины дал такую характеристику: «…Он вносил в каждый свой труд всего себя, но становился не рабом его, а господином; осмыслял, одухотворял его нравственною стихиею, высшею идеальною целью. Этот прославившийся практик, у которого не только не вываливалось из твердых рук, но спорилось, росло и крепло всякое дело, был упрямый идеалист, – таковым и остался до последнего часа. Этот хозяин и руководитель громадных торговых и промышленных предприятий, – для которых, по-видимому, и нет другого прочного основания, кроме расчетов личной корысти, которых вся существенная задача, казалось бы, только в денежных барышах, – был бескорыстнейшим из людей, ненавидел и презирал деньги». (РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Ед. хр. 2660. Л. 29 – 29 об).

Один из душеприказчиков Чижова, Савва Мамонтов, вспоминал: «Чижов был научно образованный и «тонкий» человек. Ум благородный, чуткий, острый, отнюдь не податливый ни на какие компромиссы… Интеллигентная, честная постановка общественного дела и бережливость до мелочей – такова его задача. К людям фальшивым и пошловатым он был беспощаден иногда до резкости. Осадить нахала, сорвать маску с подхалима – в этом Федор Васильевич был виртуоз. Таким его все знали и боялись».   (А.А. Либерман. Краткий биографический очерк Федора Васильевича Чижова. М., 1905. С. 9).

Умер Федор Чижов за рабочим столом 14 ноября 1877 года. Илья Репин запечатлел его кончину на картине «Смерть Чижова». Если когда-нибудь появится портретная галерея «Национальная гордость России», то Федору Васильевичу по праву уготовано там почетное место.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук



В Тюмени потеплеет до +17 градусов

29 марта

Тюменский акушер-гинеколог Светлана Камаева написала «Книгу для семейного чтения»

29 марта