Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Радоваться каждой минуте

Общество, 09:23, 18 августа 2011, Людмила ФИЛАТОВА
Слушать новость
Радоваться каждой минуте . .

Продолжаем знакомить читателя с новыми методами психологии XXI века и людьми, их представляющими. Все, что связано с работой мозга и нервной системы, кажется настолько сложным, даже запредельным для понимания заурядному уму, что всегда снизу вверх смотрю на людей, имеющих соответствующую квалификацию, владеющих умением разбираться в этой надматериальной системе связей.

На днях в тюменском семейном центре раннего развития «Лесенка» с мастер-классом по нейройоге побывала нейропсихолог, руководитель центра управления стрессом и нейропсихосоматического здоровья человека Светлана Кузнеченкова. У корреспондента газеты была счастливая возможность встретиться и поговорить со специалистом из Санкт-Пе­тер­бурга.

– Светлана Олеговна, как возникло название метода – нейройога?

– Название состоит из двух частей: «нейро» указывает на нейропсихокоррекционные упражнения – это на первом месте. «Йога» – потому что используем элементы данной системы, в частности позы животных, которые интересны детям. Но сильно не углубляемся, у нас все-таки западный менталитет, а йога родилась и развита на Востоке.

Отличие нейройоги от просто нейропсихокоррекционных упражнений в том, что  у нас все очень активно: бегаем, прыгаем, ни минуты покоя. Сформирована собственная система: сказочные комплексы, занятия в сенсорной комнате для развития перцептивной деятельности, Фабрика чудес, плюс работа с родителями, семинары.

К примеру, очень популярен семинар «Как не сойти с ума, воспитывая ребенка». И, конечно, диагностика по моей авторской системе, которая проводится, чтобы оценить состояние ребенка до  и после занятий.

– С какими детьми работаете?

– У себя в Санкт-Петербурге помогаем упражнениями нейройоги ребятишкам с трудностями в развитии. «Не говорящие» после одного-двух занятий начинают разговаривать, работаем также с аутизмом, с ДЦП. Здоровые дети делают упражнения на активизацию работы мозга. Само собой, проводится предварительная диагностика, чтобы посмотреть, какие упражнения дать ребенку: кому-то надо поднимать тонус, кому-то усиливать межполушарное взаимодействие. Родителям даем специально разработанные
методички.

– Не первый раз уже звучит слово «диагностика». Педагоги к психологическому тестированию относятся достаточно осторожно. В чем суть вашей методики?

– Мною разработана диаг­ностическая методика, определяющая 14 нейропсихологических типов личности в зависимости от сочетания ведущих левого или правого глаза, уха, руки, говоря научно – латерализации функций. Допустим, левополушарный мальчик с ведущим левым глазом, правым ухом или праворукая девочка с ведущим правым глазом и левым ухом – им присущи определенные личностные качества. Как раз поэтому методика пользуется популярностью. Она выявляет способности, склонности, характер, темперамент. Уже  в три года можно сказать, кем способен стать ребенок в будущем. У меня даже нейротипы названы по ведущей профессии: «хирург», «программист», «художник» и другие.

То есть, выявляя лидерские качества, понятийное, образное, творческое мышление, скорость реакций, память, другие качества, структурируем полученную информацию и выводим одну пиковую профессию, которая соответствует данному нейротипу. Не обязательно, что ребенок в будущем непременно станет работать в этой профессии, но по чертам характера, по темпераменту ему подходит именно это.

– Рекомендации какого характера даете родителям по результатам диагностики?

– Родители получают очень много рекомендаций: к чему у ребенка есть способности, в каком кружке или каким видом спорта ему предпочтительнее заниматься. В Тюмень я приехала проводить  мастер-класс по нейройоге, также много работала с детьми и консультировала их родителей. Задают много вопросов. Говорят, например: мы не знали, в какую школу отдать, теперь знаем. Кому-то из детей полезно по кубикам Зайцева заниматься, кому-то совершенно вредно, в зависимости от особенностей работы мозга. Если низкая степень праворукости, то нельзя, потому что эти занятия как раз снижают степень праворукости.

Система отработана годами, проведено много диагностик, у меня даже есть понимание, чем может болеть ребенок того или иного психотипа. Допустим, по ведущему каналу восприятия: если он  в основном кинестетик, а потом визуал и лишь на третьем месте аудиал, то  у него могут болеть уши. То есть неведущий канал – в данном случае слуховой – будет больше подвержен заболеваниям. Если на последнем месте визуальный – могут быть проблемы со зрением. Если кинестетический, то  у ребенка будет страдать двигательная сфера: от этого все неловкости, нарушение моторики.

– Если ребенок в целом здоров, то надо ли делать какие-то упражнения и отслеживается ли  в этом случае динамика изменений?

– Существует заблуждение, что человек родился и у него уже заложен определенный уровень интеллекта. Это неверно. Мы активизируем работу мозга, межполушарное взаимодействие, поскольку важно, чтобы полушария были в гармонии между собой. У нас разработано очень много упражнений на эту тему. Коэффициент интеллекта зависит не только от левого полушария, связанного с логическим мышлением, много параметров определяется и правым полушарием – та же целостность восприятия. И даже со здоровыми детьми мы много занимаемся. Изменения можно увидеть, скажем, по результатам электроэнцефалограммы. Альфа-ритм показывает активность работы головного мозга, то есть все высшие психические функции – память, внимание, моторику. Если брать в процентах, у обычных детей 30–40 процентов активности, с трудностями развития – лишь 10–15. У детей с ЗПР вообще единицы процентов. Снятая до  и после комплекса упражнений ЭЭГ дает наглядную картину динамики.

В диагностике есть два направления, не только типология: можно также подсчитать в цифрах, какие показатели должны быть в идеале, по условным нормативам, и какие у ребенка на самом деле. Это целая система, которая позволяет диагностировать все сферы работы мозга не только больных детей, для которых она, собственно, и создавалась, но  и здоровых.

– Если ребенок здоров и талантлив, то вы просто развиваете его талант?

– Что такое талант? Способность в какой-то одной области – в шахматах, фигурном катании, музыке. Мы же добиваемся, чтобы дети были гениями, то есть талантливыми во всех областях. Готовим не космонавтов, не президентов, а звезд. Для этого должно быть гармоничным межполушарное, корково-подкорковое взаимодействие, понятийное и образное мышление, эмоции и физическое развитие.

– Развивая гения, не вступаете ли на путь, связанный с определенными рисками?

– С одной стороны, гениальность – это отклонение от нормы, любое отклонение ненормально. Но если гениальный ребенок начнет делать наши упражнения, то будет гармонично развит. Я же всегда говорю родителям: да, у ребенка, к примеру, способности к игре на пианино, это можно увидеть из диагностики, но вы обязательно развивайте и другие способности, скажем, к рисованию, а также двигательную сферу. Так что наши гении – не однобокие, они всесторонне развиты.

– Известно, что до 12 лет дети очень связаны с родителями. Охотно ли последние соглашаются на эти перемены?

– Да, у ребенка существует некая психологическая пуповина, особенно с матерью. Как чувствует себя мама, такое настроение и у ребенка. Именно поэтому заставляю родителей участвовать в занятиях. Чтобы мама тоже умела раскрепоститься, радоваться жизни. Они  и сами потом довольны, даже 80-летние бабушки отмечают: вот это упражнение буду делать дома, мне от него стало лучше.

Упражнения достаточ­но простые, но эффективные. Например, рас­тяжки-разминки и суставная гимнастика оп­­­ти­мизируют тонус мышц и снимают напряжение. Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, этому способствует также развитие мелкой и общей моторики. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, снижают гиперактивность и импульсивность.

После проведенного мастер-класса методом владеют и тюменские специалисты.

Продолжаем знакомить читателя с новыми методами психологии XXI века и людьми, их представляющими. Все, что связано с работой мозга и нервной системы, кажется настолько сложным, даже запредельным для понимания заурядному уму, что всегда снизу вверх смотрю на людей, имеющих соответствующую квалификацию, владеющих умением разбираться в этой надматериальной системе связей.

На днях в тюменском семейном центре раннего развития «Лесенка» с мастер-классом по нейройоге побывала нейропсихолог, руководитель центра управления стрессом и нейропсихосоматического здоровья человека Светлана Кузнеченкова. У корреспондента газеты была счастливая возможность встретиться и поговорить со специалистом из Санкт-Пе­тер­бурга.

– Светлана Олеговна, как возникло название метода – нейройога?

– Название состоит из двух частей: «нейро» указывает на нейропсихокоррекционные упражнения – это на первом месте. «Йога» – потому что используем элементы данной системы, в частности позы животных, которые интересны детям. Но сильно не углубляемся, у нас все-таки западный менталитет, а йога родилась и развита на Востоке.

Отличие нейройоги от просто нейропсихокоррекционных упражнений в том, что  у нас все очень активно: бегаем, прыгаем, ни минуты покоя. Сформирована собственная система: сказочные комплексы, занятия в сенсорной комнате для развития перцептивной деятельности, Фабрика чудес, плюс работа с родителями, семинары.

К примеру, очень популярен семинар «Как не сойти с ума, воспитывая ребенка». И, конечно, диагностика по моей авторской системе, которая проводится, чтобы оценить состояние ребенка до  и после занятий.

– С какими детьми работаете?

– У себя в Санкт-Петербурге помогаем упражнениями нейройоги ребятишкам с трудностями в развитии. «Не говорящие» после одного-двух занятий начинают разговаривать, работаем также с аутизмом, с ДЦП. Здоровые дети делают упражнения на активизацию работы мозга. Само собой, проводится предварительная диагностика, чтобы посмотреть, какие упражнения дать ребенку: кому-то надо поднимать тонус, кому-то усиливать межполушарное взаимодействие. Родителям даем специально разработанные
методички.

– Не первый раз уже звучит слово «диагностика». Педагоги к психологическому тестированию относятся достаточно осторожно. В чем суть вашей методики?

– Мною разработана диаг­ностическая методика, определяющая 14 нейропсихологических типов личности в зависимости от сочетания ведущих левого или правого глаза, уха, руки, говоря научно – латерализации функций. Допустим, левополушарный мальчик с ведущим левым глазом, правым ухом или праворукая девочка с ведущим правым глазом и левым ухом – им присущи определенные личностные качества. Как раз поэтому методика пользуется популярностью. Она выявляет способности, склонности, характер, темперамент. Уже  в три года можно сказать, кем способен стать ребенок в будущем. У меня даже нейротипы названы по ведущей профессии: «хирург», «программист», «художник» и другие.

То есть, выявляя лидерские качества, понятийное, образное, творческое мышление, скорость реакций, память, другие качества, структурируем полученную информацию и выводим одну пиковую профессию, которая соответствует данному нейротипу. Не обязательно, что ребенок в будущем непременно станет работать в этой профессии, но по чертам характера, по темпераменту ему подходит именно это.

– Рекомендации какого характера даете родителям по результатам диагностики?

– Родители получают очень много рекомендаций: к чему у ребенка есть способности, в каком кружке или каким видом спорта ему предпочтительнее заниматься. В Тюмень я приехала проводить  мастер-класс по нейройоге, также много работала с детьми и консультировала их родителей. Задают много вопросов. Говорят, например: мы не знали, в какую школу отдать, теперь знаем. Кому-то из детей полезно по кубикам Зайцева заниматься, кому-то совершенно вредно, в зависимости от особенностей работы мозга. Если низкая степень праворукости, то нельзя, потому что эти занятия как раз снижают степень праворукости.

Система отработана годами, проведено много диагностик, у меня даже есть понимание, чем может болеть ребенок того или иного психотипа. Допустим, по ведущему каналу восприятия: если он  в основном кинестетик, а потом визуал и лишь на третьем месте аудиал, то  у него могут болеть уши. То есть неведущий канал – в данном случае слуховой – будет больше подвержен заболеваниям. Если на последнем месте визуальный – могут быть проблемы со зрением. Если кинестетический, то  у ребенка будет страдать двигательная сфера: от этого все неловкости, нарушение моторики.

– Если ребенок в целом здоров, то надо ли делать какие-то упражнения и отслеживается ли  в этом случае динамика изменений?

– Существует заблуждение, что человек родился и у него уже заложен определенный уровень интеллекта. Это неверно. Мы активизируем работу мозга, межполушарное взаимодействие, поскольку важно, чтобы полушария были в гармонии между собой. У нас разработано очень много упражнений на эту тему. Коэффициент интеллекта зависит не только от левого полушария, связанного с логическим мышлением, много параметров определяется и правым полушарием – та же целостность восприятия. И даже со здоровыми детьми мы много занимаемся. Изменения можно увидеть, скажем, по результатам электроэнцефалограммы. Альфа-ритм показывает активность работы головного мозга, то есть все высшие психические функции – память, внимание, моторику. Если брать в процентах, у обычных детей 30–40 процентов активности, с трудностями развития – лишь 10–15. У детей с ЗПР вообще единицы процентов. Снятая до  и после комплекса упражнений ЭЭГ дает наглядную картину динамики.

В диагностике есть два направления, не только типология: можно также подсчитать в цифрах, какие показатели должны быть в идеале, по условным нормативам, и какие у ребенка на самом деле. Это целая система, которая позволяет диагностировать все сферы работы мозга не только больных детей, для которых она, собственно, и создавалась, но  и здоровых.

– Если ребенок здоров и талантлив, то вы просто развиваете его талант?

– Что такое талант? Способность в какой-то одной области – в шахматах, фигурном катании, музыке. Мы же добиваемся, чтобы дети были гениями, то есть талантливыми во всех областях. Готовим не космонавтов, не президентов, а звезд. Для этого должно быть гармоничным межполушарное, корково-подкорковое взаимодействие, понятийное и образное мышление, эмоции и физическое развитие.

– Развивая гения, не вступаете ли на путь, связанный с определенными рисками?

– С одной стороны, гениальность – это отклонение от нормы, любое отклонение ненормально. Но если гениальный ребенок начнет делать наши упражнения, то будет гармонично развит. Я же всегда говорю родителям: да, у ребенка, к примеру, способности к игре на пианино, это можно увидеть из диагностики, но вы обязательно развивайте и другие способности, скажем, к рисованию, а также двигательную сферу. Так что наши гении – не однобокие, они всесторонне развиты.

– Известно, что до 12 лет дети очень связаны с родителями. Охотно ли последние соглашаются на эти перемены?

– Да, у ребенка существует некая психологическая пуповина, особенно с матерью. Как чувствует себя мама, такое настроение и у ребенка. Именно поэтому заставляю родителей участвовать в занятиях. Чтобы мама тоже умела раскрепоститься, радоваться жизни. Они  и сами потом довольны, даже 80-летние бабушки отмечают: вот это упражнение буду делать дома, мне от него стало лучше.

Упражнения достаточ­но простые, но эффективные. Например, рас­тяжки-разминки и суставная гимнастика оп­­­ти­мизируют тонус мышц и снимают напряжение. Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, этому способствует также развитие мелкой и общей моторики. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, снижают гиперактивность и импульсивность.

После проведенного мастер-класса методом владеют и тюменские специалисты.



В Тюмени прошли праздничные программы, посвященные 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

15 мая

В УФО продолжается реализация проекта по комплектации школ учителями

15 мая